выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Как следователи пытаются обойти закон, отменивший тюрьму за контрабанду

21.02.2012Власть (667)
Декриминализация 188-й «контрабандной» статьи Уголовного кодекса привела к совершенно неожиданным результатам: следователи решили, что речь идёт о простом «переименовании» названия преступления, в котором они обвиняют граждан. Вместо логичного для декриминализации прекращения уголовного преследования уже появляются фантастические с точки зрения законодательства постановления о переквалификации статей обвинения.

Пионером этой юридической революции стал следователь по особо важным делам Северо-Западного следственного управления на транспорте СК РФ капитан юстиции Матвеев. У него в производстве находилось многоэпизодное уголовное дело, в рамках которого 4 граждан обвинялись в контрабанде, совершённой организованной группой (часть 4 статьи 188 УК РФ). Неслабое, кстати, обвинение — предусматривало до 12-ти лет лишения свободы.


8 декабря 2011 года вступил в законную силу Федеральный закон № 420-ФЗ, который, в частности, «вычеркнул» из Уголовного кодекса 188-ю статью. Но появились 2 другие статьи, которые сегодня регулируют поставки товаров через государственную границу России и через таможенную границу Таможенного союза в рамках Европейско-Азиатского экономического сообщества (в Таможенный союз, напомним, входят Белоруссия и Казахстан).


Статья 226.1 теперь определяет уголовную ответственность за контрабанду ядов, отравляющих веществ, всех видов оружия, стратегических ресурсов и даже культурных ценностей. Статья 229.1 определяет уголовную ответственность за контрабанду наркотиков и прочих психотропных препаратов.


Декриминализация любой статьи Уголовного кодекса может означать лишь одно: уголовное преследование всех людей, которых обвиняли в совершении преступлений, предусмотренных декриминализованной статьёй, должно прекратиться в момент вступления в силу соответствующего нового момента в законодательстве.


Такой подход ни у кого сомнений не вызывал — так было, например, с уголовным преследованием за спекуляцию, предусмотренным старым советским Уголовным кодексом. Странно было бы, например, если бы правоохранительные органы начали сажать спекулянтов после принятия Закона РСФСР от 27 февраля 1991 года, которым ответственность за спекуляцию была отменена.


Но капитан Следственного комитета Матвеев пошёл другим путём.


«Статья найдётся...»


Четыре фигуранта находившегося в его производстве уголовного дела обвинялись в контрабанде разрешённого для использования гражданскими лицами оружия. По мнению следствия, обвиняемые с помощью поддельных документов в 2007-2008 годах незаконно ввезли в Россию из Финляндии 92 единицы гражданского оружия иностранного производства. Среди фигурантов данного уголовного дела был коммерческий директор ООО «Снайпер» Сергей Кондратьев — можно предположить, что ввезённое оружие предназначалось для продажи в оружейных магазинах.


8 декабря 2011 года уголовное преследование этих людей (как и всех других российских бизнесменов, обвинявшихся по 188-й статье УК РФ) должно было быть прекращено. Но капитан Матвеев, изучив новую статью 226.1 в Уголовном кодексе, сделал неожиданный вывод: «уголовная ответственность за контрабанду оружия из закона не исключена, а произошло переименование статьи Уголовного кодекса РФ...» - написано в его постановлении.


После этого следователь вынес постановление «О переквалификации», в котором переквалифицировал действия обвиняемых по своему уголовному делу с 188-й статьи, действовавшей на момент совершения инкриминируемого им деяния, на статью 226.1, которой в 2007-2008 годах вообще не было. При этом следователя, судя по всему, не смутила ни декриминализация 188-й статьи, ни общеизвестный постулат российского уголовного права о том, что закон обратной силы не имеет.


Более того, из удивительного постановления следователя Матвеева не понятен нюанс: как быть с тем, что бывшая 188-я статья и новая 226.1 охраняют разные объекты посягательства? В 188-й статье говорилось о перемещении товаров через границу Российской Федерации, а в статье 226.1 говорится о перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, либо через государственную границу РФ с государствами-членами Таможенного союза.


В каком-то смысле вынесенное следователем постановление «О переквалификации» материализует старую шутку: «Был бы человек, а статья найдётся». Через несколько дней после «нахождения» статьи 226.1 её инкриминировали людям за поступки, совершённые за 3 года до того, как она «нашлась».


Защищающий интересы ещё одного фигуранта этого дела бизнесмена Сергея Татаринцева адвокат Евгений Тонков пытается сейчас обжаловать совершенную следователем Матвеевым юридическую революцию в Калининском районном суде Петербурга. Результат, по-видимому, будет важным для всех участников внешнеэкономической деятельности.


 


Фонтанка.ру