выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Штаб поможет бизнесу взять барьеры

19.09.2013Власть (667)
Комитет по инвестициям взялся за административные барьеры, мешающие инвесторам вести бизнес в Петербурге. На подготовку к первому заседанию штаба по их снижению, в который вошли чиновники, бизнесмены и главы общественных организаций, ушло полтора месяца. Уже анонсированное заседание отложили на неделю из-за болезни одного из чиновников, но «Фонтанка» решила выяснить, что именно штаб сможет изменить в жизни предпринимателей

Первое заседание штаба по снижению административных барьеров должно было состояться 19 сентября, но его перенесли из-за «человеческого фактора». В комитете по инвестициям, который инициировал создание штаба в конце июля, не стали уточнять, о каком именно «человеческом факторе» идет речь. В штаб со стороны Смольного вошли председатели профильных комитетов, возглавил его вице-губернатор Владимир Лавленцев, а ответственным секретарем стала председатель комитета по инвестициям Ирина Бабюк. Результатом работы штаба должны стать «дорожные карты» по улучшению бизнес-климата в городе. На федеральном уровне такие карты были созданы в 2012 году. Предполагалось, что сегодня будут созданы рабочие группы штаба, утверждено их руководство и будет рассмотрен регламент работы.


«Фонтанка» задала приглашенным к участию в штабе вопрос о том, насколько остро проблема административных барьеров стоит в Петербурге и можно ли ее решить. Собеседники в целом сходятся в том, что такую структуру давно следовало создать, ибо вопрос назрел. При этом никто не рассчитывает, что взять административные барьеры Санкт-Петербурга удастся «кавалеристским наскоком» - изменения требуются системные и для них нужна политическая воля городских властей.


Федеральные корни зла


«Работа по подготовке к первому заседанию штаба началась в августе, - говорит исполнительный директор Американской торговой палаты Мария Чернобровкина. - Различные общественные организации попросили прокомментировать «дорожные карты», которые были разработаны Агентством стратегических инициатив, и предложить, как их можно применить в Петербурге. Мы подали свои предложения и комментарии. Административные проблемы для бизнеса – это проблема не только Петербурга, но и всей страны в целом. К счастью, в Петербурге мы видим готовность власти эти барьеры выявлять и снижать. Все административные барьеры лежат в области федерального законодательства. Но и у города есть над чем работать, правда таких барьеров несравнимо меньше. Один из ярких примеров федерального административного барьера - аттестация рабочих мест. Вопрос не урегулирован на федеральном уровне, и это выливается в огромные убытки для компаний. Еще у одной городской проблемы федеральные корни. Это постановление о запрете въезда грузового транспорта в город, которое является продолжением федерального закона. В итоге промышленные предприятия в городе не могут получать грузы и компоненты. Но здесь Смольный может что-то скорректировать. Уже функционирует рабочая группа, которая в сотрудничестве с властями пытается разработать изменения в постановление городского правительства и и исключить из него улицы, которые прилегают к промышленным предприятиям».


Чернобровкина также  отмечает, что в городе очевидна проблема доступности энергетической инфраструктуры. Ее можно решить взаимодействием комитета по энергетике и монополистов.


«Я думаю, изменить ситуацию в городе - вполне реально, - говорит Мария Чернобровкина. – В ходе работы штаба бизнес встретится с властью. Это хорошая площадка, чтобы попытаться найти взаимоприемлемое решение. Понятно, что снижение тарифов на технологическое подключение приведет к выпадающим доходам монополиста. Но, наверное, есть компромиссное решение, чтобы и бизнес не страдал. Любой административный барьер - это дополнительные затраты предприятий и рост себестоимости продукции. Из-за высокой себестоимости  Россия теряет привлекательность для инвестирования». Создает проблемы и «наслоение» законодательных актов друг на друга. «На реликтовые нормативные акты накладываются новые акты, и компании не понимают, по каким правилам им жить, - говорит Мария Чернобровкина. - То ли по старому законодательству, которое не изменено, то ли по новому. Только бизнес может выявить, где корень проблемы, и сказать, что нужно изменить. А задача власти – воплотить это в жизнь».


Опричнины на вас нет


Председатель правления Ассоциации промышленников и предпринимателей Петродворца Сергей Федоров также отмечает, что намерение Смольного услышать представителей бизнес-сообщества – безусловно, позитивный знак. «Вопрос благоприятного климата для бизнеса может решаться только на уровне профильного вице-губернатора, никакой глава комитета, к сожалению, не может решить эту задачу, - говорит он. - То, что ситуация с бизнесом в городе не лучшая и с каждым годом становится все хуже, всем понятно. Надо менять государственную систему управления бизнесом. У нас более 3 тысяч чиновников, которые работают в районных администрациях, а районных бюджетов нет. Наши чиновники не зависят от бизнеса и не заинтересованы в его развитии. За последние 15 лет чиновники разучились пополнять бюджет».


Федоров считает, что чиновников нужно замотивировать на увеличение районных бюджетов, определяя их оклады в зависимости от успешности бизнеса в их регионах. Предлагает он изменить и систему муниципального управления, укрупнив 111 муниципальных образований и сократив их число до 18, по числу районов: «Сегодня наши монополии остановили развитие бизнеса. 80% предприятий нашего города не имеют договоров на энергоснабжение. То есть у нас такое законодательство, что я как потребитель электричества не могу его выполнить. Чтобы присоединиться к сети и получить 100 киловатт электрической мощности для малого предприятия реального сектора экономики, сегодня надо затратить от 4 до 10 млн рублей. И поэтому стоимость электроэнергии у нас выше, чем в любой стране Европы. И стартовые позиции после вступления в ВТО у нас существенно ниже, чем у зарубежных конкурентов».


Есть еще одна проблема: «Коррупция носит абсолютный и системный характер. Раньше бизнесмены платили, чтобы им помогли решить ту или иную проблему, а сегодня начали платить, чтобы иметь право работать. Правоохранительная система не защищает частную собственность. Сегодня абсолютно любого предпринимателя можно посадить по статье о мошенничестве на срок от 5 до 15 лет. Так как действующая структура правоохранительных органов не способна справиться с проблемой, то должна быть спецструктура. Такие структуры создавали великие государи: Петр I – Тайную канцелярию Ягужинского, Иван IV – опричнину. Они не по народу работали, а по боярам, и там наводили порядок».


Через барьеры – в лужу


Вице-президент «Объединения строителей и проектировщиков Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов подчеркивает, что серьезно страдает от административных барьеров именно строительная отрасль. « Петербург - на одном из последних мест по количеству согласований, по срокам согласования и времени, проходящему от согласования до момента получения разрешения на строительство, - говорит Алексей Белоусов. -  На это уходит около 4 лет, надо получить порядка 100 согласований. Это похоже на соревнования «стипл-чез» - бег с препятствиями на длинную дистанцию через барьеры и ямы с водой. Для решения проблемы административных барьеров в городе нужна даже не политическая, а просто добрая воля. Барьеры закреплены на уровне исполнителей, которые не могут терять рычаги влияния и коррупционные факторы». «Объединение строителей и проектировщиков Санкт-Петербурга» считает, что можно сократить от 23 до 28 административных процедур как избыточных.


«Мы предлагаем реально сократить число согласований на четверть, распараллелить их, чтобы один и тот же пакет документов можно было отдавать в несколько органов госвласти, занимающихся согласованием, - говорит Белоусов. – Мы считаем целесообразным передать функцию принятия решений от правительства комитету по градостроительству и архитектуре, так же, как эти права делегированы КУГИ, чтобы КГА самостоятельно готовил пакеты документов по планировке и межеванию территорий».


Энергетический зажим


И президент Санкт-Петербургской торгово-промышленной палаты Владимир Катенев считает, что проблема административных барьеров в городе стоит остро. «В ходе административной реформы специальная комиссия с участием президента выявила 3 тысячи несвойственных функций власти, которые и создают барьеры, - говорит он. – Нас волнует качество госуправления. Нужно, чтобы органы государственной власти оказывали услуги населению или бизнесу своевременно, качественно и недорого. У нас есть законодательные нормы, которые вступают между собой в противоречие, и в итоге все требования к бизнесу невозможно выполнить. Управление Росреестра по Санкт-Петербургу в рейтинге Росреестра из 82 регионов находится на 80-м месте. Это подтверждается сроками обслуживания бизнеса – за 44 дня у нас производится переход права собственности, а в других регионах это делается за 20 дней». Владимир Катенев уверен, что штаб по снижению административных барьеров - это не просто группа для обсуждения проблем, а «власть, которая взяла на себя функцию координации». «У нас треть всего населения занята в малом бизнесе – и малый бизнес чаще всего и страдает от административных барьеров. Для того чтобы парализовать бизнес, достаточно одного непроходимого барьера. Распространенный пример – скорость заключения договоров и подключения объектов к энергосети».


Председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Елена Церетели говорит, что сегодня в Петербурге немало делается для того, чтобы упростить доступ малого бизнеса к финансам, смягчить ситуацию с доступом к энергоресурсам, однако эти вопросы всё равно зависят от федерального законодательства. «Административные барьеры, на мой взгляд, напрямую связаны с действующим законодательством и  его реализацией, - считает Церетели. - Чем прозрачнее и предсказуемее будут нормативные акты, регулирующие предпринимательскую деятельность, тем меньше будет напряженность, связанная с их реализацией, тем самым будут снижаться и административные барьеры. По итогам анкетирования, которое было проведено районными общественными советами в конце 2012 года, наиболее острой проблемой, тормозящей деятельность малого бизнеса, предприниматели отметили доступ к энергоресурсам, далее среди основных сложностей были названы доступ к помещениям, постоянные изменения в законодательстве и доступ к финансовым ресурсам».


«Я думаю, основной проблемой для предпринимателей в нашем городе является именно наличие административных барьеров, - говорит руководитель представительства «Агентства стратегических инициатив» в Северо-Западном федеральном округе, основатель DIY-сети строительных гипермаркетов "Метрика" Евгений Лебедев. - И если не переломить эту ситуацию,  то мы придем к постоянному снижению инвестиций в Санкт-Петербурге. Обычно такая форма, как штаб, создается в экстренных ситуациях, когда возникает острая необходимость принятия срочных и действенных мер. И сегодня нам нужно именно это». Лебедев отметил, что на данный момент «Агентством стратегических инициатив» с помощью экспертов и предпринимателей уже разработано и утверждено 9 «дорожных карт» Национальной предпринимательской инициативы, которые  являются пошаговыми планами снижения административных барьеров в сфере строительства, энергетики, таможенного администрирования. «Главный вопрос сегодня – насколько эффективно это будет реализовано, - подчеркивает Лебедев. - В рамках работы штаба я считаю целесообразным использовать уже разработанную методику АСИ. Тем более что уже есть положительные примеры ее реализации в других регионах. Штаб должен стать инструментом системного взаимодействия бизнеса и власти, который на примере конкретных обращений, с помощью предпринимателей и экспертов поможет последовательно решать вопросы, мешающие развитию предпринимательства в нашем городе».


Антикризисная команда


Как стало известно «Фонтанке», со стороны ориентированных на бизнес общественных организаций участниками первого заседания штаба должны стать, в частности, президент Ассоциации промышленных предприятий Санкт-Петербурга Виталий Радченко, директор Санкт-Петербургского центра развития и поддержки предпринимательства Ростислав Шипицын, директор «Балтийского объединения проектировщиков» Владимир Быков, и. о. председателя Санкт-Петербургского регионального отделения «Деловой России» Александр Абросимов, президент Союза промышленников и предпринимателей Санкт-Петербурга Анатолий Турчак, президент Санкт-Петербургской Торгово-промышленной палаты Владимир Катенев, председатель общественного совета по развитию малого предпринимательства при губернаторе Елена Церетели, исполнительный директор Американской торговой палаты Мария Чернобровкина, вице-президент «Объединения строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. Также в работе штаба примут участие «Агентство стратегических инициатив» в СЗФО и управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по городу Санкт-Петербургу.


Некоторые собеседники «Фонтанки» подчеркивали, что первое заседание штаба по снижению административных барьеров станет определяющим – в ходе него выяснится, как именно будет работать штаб. Тогда можно будет и прогнозировать его эффективность. Комитет по инвестициям сообщил, что заседание перенесли всего на неделю.

Автор: Венера Галеева