выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

В объезд по книжке

19.08.2013Власть (667)
Российская таможня разрешила еще месяц ввозить товары в РФ по книжкам международных дорожных перевозок. С сентября им на смену придут договоры поручительства, которые перевозчикам обойдутся дороже.

С 14 сентября российские таможенники ужесточают правила ввоза товаров в страну — на таможне перестанут принимать книжки международных дорожных перевозок (МДП, TIR — Transports International Routiers), гарантирующие уплату таможенных пошлин в соответствии с международной конвенцией (подписанной еще СССР в 1975 году). Вместо этого глава Федеральной таможенной службы (ФТС) РФ Андрей Бельянинов предлагает участникам внешнеэкономической деятельности использовать иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин, предусмотренные Таможенным кодексом Таможенного союза (РФ, Белоруссия, Казахстан), в частности — договор поручительства.


В связи с этим автомобильные перевозчики прогнозируют увеличение стоимости своих услуг на 20 – 30 % и сокращение объема грузоперевозок. Прежде всего это коснется транзита на Северо–Западе, поскольку через российско–финскую границу проходит около 40 % всех ввозимых на территорию РФ грузов.


Беспошлинный импорт


Недоверие к книжкам МДП у таможенников возникло вследствие роста задолженности перед ФТС по уплате По подсчетам таможенников, за 2012 год они недополучили почти 17 млн рублей, а за 5 месяцев 2013 года сумма долга превысила уже 10 млн рублей, то есть по итогам этого года она может достичь отметки 20 млн рублей. Всего же общая сумма задолженности с 1996 года, по словам Андрея Бельянинова, превысила 20 млрд рублей (с учетом штрафов и пеней).


В увеличении задолженности таможенники обвиняют российскую Ассоциацию международных перевозчиков (А СМАП). Именно эта организация продает отечественным перевозчикам книжки МДП — они дают право перевозить грузы через границы 59 европейских государств — участников конвенции по упрощенной процедуре, то есть без досмотра. А в случае нарушения норм таможенного законодательства, например, если груз не доставлен и не уплачены пошлины, национальная ассоциация перевозчиков гарантирует уплату в бюджет страны фискальных сборов.


«Каждый перевозчик вносит 8 тыс. евро в гарантийный фонд МДП. Плюс к этому платит за оформление книжки около 7 евро. Она оформляется на каждую перевозку. Максимальный размер покрытия — 60 тыс. евро», — говорит заместитель руководителя филиала АСМАП по Северо–Западу России Константин Шаршаков.


По его мнению, проблема надумана таможней, гарантийный фонд по МДП с лихвой покрывает все случаи нарушения таможенного законодательства. По Северо–Западу за последние 1,5 года было всего три случая, когда груз не был доставлен.


Свой поручитель


Большинство опрошенных «ДП» перевозчиков сходятся во мнении, что ФТС хочет дать возможность заработать своей структуре — ФГУП «РОСТЭК». Аффилированное с ним ООО «РОСТЭК–Гарант» будет оформлять с перевозчиками договоры поручительства по уплате таможенных пошлин, а также договоры страхования ответственности перевозчиков за уплату таможенных платежей.


Страховщиком таможенники выбрали малоизвестное ООО «Страховая компания «Арсеналъ».«Таможенники уверяют, что стоимость их услуг не превысит цену книжки МДП, но меня это сильно смущает, — говорит генеральный директор ЗАО «Русский Логистический Провайдер» Руслан Кисс. — Мы провели предварительные расчеты: заключение договора поручительства обойдеся в 18 тыс. рублей, договор с частным охранным предприятием — 23,5 тыс. рублей, анализ документов — 3,6 тыс. рублей. Причем договор поручительства можно заключить только после того, как подпишешь договор с охранниками».В свою очередь заместитель генерального директора «РОСТЭК–Гарант» Андрей Лазыкин поясняет, что договор с охранным предприятием необходим лишь в случае, если речь идет о перевозке контрабандно опасных товаров.


«Если мы не знаем перевозчика и он везет, например, одежду, которую можно без проблем где угодно выгрузить и отправить на рынок, то в этом случае необходим договор с охранным предприятием, которое будет сопровождать груз», — поясняет Андрей Лазыкин.


В случае заключения договора поручительства, по оценкам генерального директора компании «Трансэк» Сергея Ковальчука, стоимость доставки груза по маршруту Котка — Москва возрастет примерно на 25 %. «Такое удорожание изменит логистику. Возможно, грузы из Европы пойдут через порт в Усть–Луге или через Белоруссию и там будут растаможены. Белорусское направление сейчас рассматривается очень серьезно. Так что вряд ли Россия выиграет от этой инициативы ФТС», — уверен эксперт.

Автор: Александр Сологуб
Источник:Деловой Петербург, "В объезд по книжке", 19.08.2013