выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Надежда на мистический эффект от HR-технологий исчерпала себя

06.03.2012Бизнес (5669)
Еще недавно, внедряя, например, performance management или модель компетенций, руководители компаний думали: вот сделаем это – и будет нам счастье. Но в какой-то момент поняли: внедрить-то внедрили, но не все работает. Надежда на мистический эффект от HR-технологий исчерпала себя, считает Евгений Доценко, один из лучших бизнес-тренеров России. Пришло время действовать самим.

На прошлой неделе в Москве прошла конференция "HR-практики: волшебная сила действия", организованная группой компаний "Институт Тренинга – АРБ Про". В ходе встречи выяснилось, что сегодня многие компании находятся в положении, когда вроде бы все, что можно сделать для улучшения управления персоналом, сделано, внедрены многие технологии, а эффекта, которого от них ждали, нет. Своим мнением, что делать в такой ситуации, с "ДП" поделился Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинга ГК "Институт Тренинга – АРБ Про".


– Делать то, что работает здесь и сейчас, отказавшись, возможно, от идеологически правильного. В этом действии и скрыто "волшебство". Компания должна измениться в лучшую сторону не оттого, что в ней внедрили какую-то правильную систему, а оттого, что нашли какое-то маленькое решение, которое работает. Здесь нашли, там внедрили – и оно заработало, хотя никто из гуру, может быть, и не советовал так делать. И таких примеров все больше. Я их называю HR-гаджетами.


Например, компания придумала комиксы, которые помогают сотрудникам ориентироваться в структуре компании, движении по карьерной лестнице и т. д. Это на первый взгляд не классическое, но простое решение на самом деле вовлекает людей в процесс и решает HR-задачи. Или еще один гаджет: сняли ролик для вновь приходящих сотрудников. В нем топ-менеджеры рассказывают, что они испытывали, когда устраивались на работу. Просто, но работает. Сегодня компании уходят от "квадратных" схем и переходят к творчеству. Они дополняют общие правильные механизмы вещами, которые делают работу в компании радостной.


Наступает время низвержения вчерашних идолов в HR-технологиях? Отказываться, если это не работает?


– Отказаться могут те, кто внедрил, кто попробовал, например, те же самые модели компетенций. Как сказала одна моя коллега, чтобы начать делать что-то новое, нужно перестать делать что-то старое. Нужен опыт. Делать практично можно, только поняв, что ты до этого делал непрактично.


Согласно одному из ваших исследований, в Петербурге 73% компаний на вопрос о том, есть ли у них HR-стратегия, ответили: "Есть, но она не формализована". И это на фоне общероссийских показателей, которые не превышают 40%. Что кроется за этой цифрой?


– Думаю, сказывается петербургский стиль управления. Для Петербурга характерен слабо структурированный подход к менеджменту. Парадокс состоит в том, что, с одной стороны, интеллигентный Питер не любит формализованные вещи, с другой – постоянно формально "занудничает". Нельзя сказать, что в компаниях совсем нет стратегии, но и сил прописать ее и внедрить тоже не хватает. Внедрять что-то "квадратное" не позволяет интеллигентность, под которой я понимаю и интеллект, и эрудицию, но она же мешает экспериментировать. В Петербурге чаще встречается крайность: либо сделать сразу идеально, либо никак.


Сегодня высший пилотаж управления – достичь уровня коллаборации (совместная деятельность людей или компаний, при которой происходит обмен знаниями, обучение и достижение согласия для достижения общих целей. – Ред.). Как много компаний близки к этой стадии?


– Коллаборация – это вопрос количества решенных задач. Чем их больше, тем вероятнее, что компания достигнет этой стадии развития. Такие примеры сегодня есть среди компаний сотовой связи. Возможно, они раньше пришли к этому просто потому, что раньше начали развиваться. Рынок заставлял их быстро реагировать на внешние изменения, они внедряли, пробовали, исправляли.


Точно оценить, сколько российских компаний достигли этого уровня, сложно. Часто топ-менеджеры думают, что их компании уже достигли нирваны, а по факту оказывается, что нет. Амбиции на этот счет есть у многих компаний, но готовность – у очень небольшого процента компаний. До этого нужно дожить.


Евгений Доценко, руководитель направления HR-консалтинга ГК "Институт Тренинга – АРБ Про". Сертифицированный бизнес-тренер России, член American Society for Training&Development (США) и Chartered Institute of Personnel & Development (Велико­британия), лауреат премии Trainings 2010 в номинации "Тренер года".


Деловой Петербург