выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Кредитование МБ: проблемы, которые предстоит решить

29.05.2008Бизнес (5669)
Проблема доступа к финансовым ресурсам – одна из основных для российского малого бизнеса. Конечно, в разных регионах речь идет о разных суммах, также неодинаков и доступ к кредитованию в европейской и восточной частях России. Тем не менее эта проблема актуальна для всей территории страны.

Проблема доступа к финансовым ресурсам одна из основных для российского малого бизнеса. Конечно, в разных регионах речь идет о разных суммах, также неодинаков и доступ к кредитованию в европейской и восточной частях России. Тем не менее эта проблема актуальна для всей территории страны. О том, какие шаги должны предпринять государство, банковские структуры и сами предприниматели для изменения этой ситуации, шла речь в четверг, 22 мая, на круглом столе Проблемы развития малого и среднего бизнеса в России. Кредитование малых и средних предприятий, который состоялся в пресс-центре АиФ. Как отметил, открывая работу круглого стола, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Владимир Киевский, за последние 1,5-2 года ситуация на рынке банковского кредитования малого бизнеса изменилась кардинально: в этой сфере появились крупные игроки, тогда как прежде здесь работали только малые и средние банки. Это объясняется тем, что банки начали осознавать, насколько им интересен малый бизнес в качестве заемщика. Так, кредитование малого бизнеса это возможность для банков диверсифицировать риски. Кроме того, малые и средние компании самые надежные заемщики: процент невозврата кредитов в этой сфере находится на уровне 0,9-1,1%. Наконец, именно в этом секторе банки могут отрабатывать новые технологии, что в результате повысит их конкурентные преимущества. Тем не менее потребности малого бизнеса в финансировании в значительной степени не удовлетворены. Прежде всего это касается бизнеса стартующего и инновационного. Как рассказала заместитель председателя Общероссийской общественной организации Деловая Россия Елена Николаева, банки готовы кредитовать бизнес, когда он уже довольно успешно развивается, чего не скажешь об инновационных малых предприятиях, у которых на первом этапе зачастую есть только идея и патент. Более того, проблемы возникают и при кредитовании новых проектов довольно успешных инновационных средних предприятий: банкам они кажутся слишком рисковыми. При этом тех сумм, на которые банки готовы кредитовать малый бизнес, инновационным компаниям крайне мало. Если бизнес маленький, это не значит, что он работает с маленькими суммами, - подчеркнула Е.Николаева. Банки со своей стороны также отмечают недофинансированность российского малого бизнеса, но заявляют, что своими силами решить все проблемы в этой области они не могут. Так, две основные проблемы при кредитовании малого бизнеса это недостаточная прозрачность предприятий и нехватка залогового обеспечения. Первая проблема, считает руководитель дирекции продуктового менеджмента малого бизнеса банка УРАЛСИБ Дмитрий Мельников, будет решаться эволюционным путем: Если бизнес хочет развиваться, ему нужно переходить на цивилизованные формы составления финансовой отчетности и пользоваться заемным финансированием. Вторая проблема уже начала решаться с помощью создания региональных гарантийных фондов. Однако банки отмечают, что пока они могут сотрудничать только с Фондом содействия кредитованию малого бизнеса г. Москвы, который, по словам Д.Мельникова, является эталоном, тогда как в других регионах такие фонды не работают достаточно эффективно, да и средств у них в управлении очень мало. Д.Мельников считает целесообразным разработку Минэкономразвития единого стандарта для деятельности региональных гарантийных фондов. При этом банки действительно заинтересованы в малом бизнесе как своем клиенте. Как заметил начальник управления департамента развития малого бизнеса МДМ-Банка Александр Востриков, сейчас банки конкурируют за дни, если не за часы, при принятии решений по кредитованию малого и среднего бизнеса. Банки разрабатывают новые продукты для малых предприятий, в том числе беззалоговые, сотрудники кредитных организаций оказывают помощь бизнесу при оформлении кредита, внедряют программы лояльности, предусматривающие более выгодные условия для постоянных клиентов, и проч. Но многое зависит и от самого малого бизнеса. В частности, необходимо повышать его финансовую грамотность и финансовую культуру об этом говорили все участники круглого стола. Кроме того, важная роль в развитии кредитования малого бизнеса принадлежит и государству. Как заметила директор департамента по развитию корпоративного бизнеса Юниаструм Банка Оксана Любивая, государство должно создать условия для снижения банковских рисков при кредитовании малых предприятий, в том числе и путем их страхования. Кроме того, по ее мнению, необходимы более благоприятные условия, в частности, налоговые, для работы малого бизнеса в первые три года своего существования. Наконец, банкам нужна эффективная система рефинансирования. Решение всех этих проблем, считают участники круглого стола, скажется на ставках по кредитам для малого бизнеса, сделает их более доступными.