выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Автолавки заехали в тупик

05.03.2014Бизнес (5669)
Большинство автолавок не попали в городскую Схему размещения торговых объектов и закрылись. Но власти обещают вернуть упрощенный порядок предоставления мест для выездной торговли, что даст рынку новый стимул.

На петербургских улицах официально имеют право работать 135 автолавок по продаже хлеба, молока и мяса или рыбы, сообщили в комитете по развитию предпринимательства и потребительского рынка.  Это все, что осталось от активно растущего рынка с ежемесячным оборотом более  200 млн рублей, — в 2012 г. в городе работало около 400 мобильных точек, причем ежегодно появлялось около сотни новых объектов. «Но в действительности эту сотню автолавок можно смело помножить на два,  многие просто перешли на нелегальное  положение. На волне поддержки этого  формата многие набрали кредитов, и теперь им просто некуда деться», — уверен  председатель совета Санкт–Петербургской ассоциации малого бизнеса в сфере  потреб рынка Алексей Третьяков.

Главной причиной изменений, постигших  рынок, стали поправки в ФЗ о торговле — в результате в 2013 г. адресная программа размещения нестационарных торговых объектов в Петербурге была заменена на Схему размещения.

После этого городские автолавки потеряли возможность получать места в упрощенном порядке, который был установлен по приказу Валентины  Матвиенко. Но теперь специальные  условия для размещения  точек развозной торговли  могут быть введены в Петербурге вновь. Как сообщили в комитете по развитию предпринимательства  и потребительского рынка,  КУГИ разработал поправки в региональное постановление № 1045 о нестационарной рознице.

«В Схеме размещения временных торговых объектов  появится специальный раздел, который позволит предоставлять участки в аренду для размещения передвижных торговых точек  по результатам конкурса.  Проводить его будут среди производителей хлебобулочных изделий, молочной, мясной и рыбной продукции. Проект постановления сейчас проходит согласование», — сообщили  в комитете.

Пока же владельцы автолавок должны на общих основаниях подавать заявку на регистрацию земельного участка в КУГИ раз в год,  полгода ожидать оформления кадастра и затем бороться за землю на торгах вместе с владельцами стационарных киосков и павильонов, говорят в НП «Союз малых предприятий». В организации подчеркивают, что развозная торговля должна иметь преференции, поскольку служит поддержке местных производителей — только им  было дано право ставить  в городе автолавки.

Для небольших производителей торговля с колес — это основной канал продаж, подтверждает Алла Ятаева, управляющая развозной торговлей  компании «Мясной купец» (дочернее предприятие  ООО «Всеволожский мясной двор»). «Через семь автолавок мы продаем более 50 % продукции. Главный плюс — работа без посредников, не нужно договариваться с сетями», — отмечает Алла Ятаева.

С этим мнением согласны и другие продавцы, которые также в последние  годы обзавелись сетью мобильных торговых точек,  но теперь вынуждены ее  сокращать. Например, Великолукский мясокомбинат ранее имел в Петербурге более 10 магазинов  на колесах, из них осталось  только три в Ленобласти.

Уменьшилось число автофургонов также у производителя колбас «Петербурженка», который  еще в 2012 г. владел почти 20 магазинами на колесах. «Сейчас мы имеем право работать по 12 адресам  до 2015 г. Но что будет дальше, пока непонятно. Мы все  в ожидании решения проблемы на уровне правительства города», — говорит заместитель генерального директора компании  «Петербурженка» Владимир Трегуб.

При этом попасть в существующую Схему размещения нестационарной розницы предпринимателям пока также не удается.

«Мы подали заявки на включение в схему еще летом, но ответов  от КУГИ нет до сих пор. Вложив в покупку 30 фургонов около 30 млн рублей, мы  теперь не знаем, что с ними делать, — все они простаивают на стоянке», — говорит владелица сети мобильных точек по продаже  хлеба и пирожков «Бабка  Ежка» Анжела Горская. В целом, по подсчетам  Алексея Третьякова, в Петербурге должно быть  не менее 500 передвижных  торговых точек.

«По новым правилам  Смольного по мере окончания договоров аренды в городе исчезнут тысячи киосков, ведь многие из них  стоят на сетях «Водоканала» и др. Альтернативой им может стать мобильная  торговля», — заключил эксперт.

Комментарий эксперта: Владимир Меньшиков, исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт–Петербурга».

Первые автолавки появились в Петербурге  еще в 2008 году. Губернатор Валентина Матвиенко была сторонницей этого формата торговли. Она даже распорядилась составить список мест, где мобильные точки ставить нельзя, а в остальных местах собиралась разрешить  производителям торговать с колес без ограничений. Сделано это не было, но согласования в итоге занимали всего месяц. Производители продуктов начали массово закупать фургоны, в городе появились также сельхозпроизводители из области. Теперь официально получить новые места невозможно, а старые разрешения на размещение не продлеваются. Мы получаем вал жалоб и вопросов  от бизнеса. Предприниматели закупили специально оборудованные автомобили стоимостью от 750 тыс. до 1,5  млн рублей каждый. Теперь им остается либо смириться с потерей вложенных денег, либо уходить в тень. Кстати, не так давно мы получили разъяснение от Минэкономразвития, в котором говорится, что владельцы  объектов нестационарной розницы не должны бороться  за землю на торгах, если речь идет о продлении договора  аренды для добросовестного предпринимателя. Мы полагаем, что это правило должно распространяться также  на передвижную торговлю.

Автор: Инна Шубина
Источник:Деловой Петербург, "Автолавки заехали в тупик", 05.03.2014