рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Эффективность борьбы с коррупцией
Для ведения бизнеса проблемы взяточничества и коррупции весьма критичны. И на это обратили внимание более двух третей респондентов как в мире, так и в России.
Правовые и культурные особенности приводят к тому, что в России и в странах с развитой экономикой эффективность действующего законодательства, а также способов уменьшения риска коррупционных действий воспринимается по-разному.
Признавая значительно меньшую степень эффективности антикоррупционного законодательства, компании в России больше полагаются на контрольные и ревизионные функции в борьбе с коррупцией, нежели на увеличение осведомленности сотрудников о правилах противодействия коррупции. Напротив, в зарубежных компаниях приоритетное внимание уделяется работе с персоналом по вопросам противодействия коррупции.
На наш взгляд, именно в усилении мер предотвращения в добавок к популярным в России ревизионным проверкам и кроется значительный резерв для повышения эффективности антикоррупционных механизмов внутри компании.
43% от общего количества участников исследования подтвердили, что в их компаниях имеется линия экстренной связи или горячая линия, по которой можно сообщить о подозрениях или обратиться за консультацией по вопросам, связанным с рисками взяточничества и коррупции. В России же этот показатель составил 46%, увеличившись за год с момента проведения предыдущего исследования на 13%. При этом доля тех респондентов, которые верят в то, что сотрудники реально используют этот канал связи, составляет 76%.
Негативными последствиями для компаний при выдвижении в их адрес обвинений во взяточничестве и коррупции респонденты назвали штрафы и взыскания, изоляцию от рынков, невозможность расширить бизнес, возросшие расходы по обеспечению соблюдения законодательных требований, судебную тяжбу с акционером или конкурентом.
При этом если в России наиболее негативным последствием считается невозможность расширить бизнес, то в мире первое место занимают штрафы и взыскания.
В компаниях (в меньшей, чем хотелось бы, степени) существует корпоративная политика, направленная на борьбу с исками возникновения взяточничества и мошенничества. И если наличие инструментов, направленных на борьбу с рисками коррупции, таких как, например, кодекс делового поведения, наблюдается у 90% компаний-респондентов, то практическая разработка и внедрение конкретных антикоррупционных процедур встречаются гораздо реже на это указали 43% участников исследования в мире и лишь 26% - в России.