выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Поверит ли малый?

17.06.2008Бизнес (5669)
МОСКВА, 17 июня. /"ФК-Новости"/. Минфин не готов путем налоговых льгот способствовать возникновению малых производственных предприятий вокруг крупных заводов, заявил корреспонденту "ФК-Новости" вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин.

МОСКВА,  17 июня. /"ФК-Новости"/. Минфин не готов путем налоговых льгот способствовать возникновению малых производственных предприятий вокруг крупных заводов, заявил корреспонденту "ФК-Новости" вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин.


- Малый бизнес сегодня по определению - важнейшая составляющая любой рыночной экономики, но пока не у нас, а в развитых странах, - сказал вице-президент ТПП РФ Сергей Катырин корреспонденту "ФК-Новости". - Там вклад малого предпринимательства в ВВП доходит до 70 процентов, а в России, по оценкам, - около 17 процентов.


У нас сегодня примерно 1,13 млн малых предприятий - крайне недостаточно для такой большой страны, и занято на них около 10 процентов работников, а на западе в малом предпринимательстве работает больше половины трудоспособных. Темпы развития малого бизнеса у нас невысоки, да и структура его не самая лучшая; около половины - это торговля и бытовое обслуживание; доля так нужных стране инновационных малых предприятий - не более одного процента, работающих в здравоохранении и образовании - и того меньше. Минимальна доля работающих в сфере науки и информационных технологий: буквально несколько процентов. Сегодня мало желающих идти в малый бизнес. Людей можно понять - они готовы были бы заниматься делом, но понимают, что им предстоит основную часть времени тратить на преодоление бюрократических рогаток и преград, на умасливание вечно голодных и падких на подношения проверяющих всех уровней. По некоторым оценкам, на это у малых предприятий уходит до 1,5 трлн рублей ежегодно. Понятно, что немногие согласны становиться вечной "дойной коровой".


Представители малого бизнеса уже давно с откровенным скептицизмом и неверием воспринимают звучащие со всех сторон обещания грядущих счастливых дней. Люди перестали верить, и это очень грустно, потому что, по моему ощущению, как раз сегодня появляются реальные шансы, пусть и с немалым трудом, выправить ситуацию и обеспечить малому предпринимательству достойное и уважаемое место в нашей экономике и в нашей жизни.


- А вот власть уверена, что к 2020 году в российском малом бизнесе будет занято до 70 процентов трудоспособного населения страны.


- Да, это возможно, время есть, но для этого мы должны быстро и решительно выправлять ситуацию. Прежде всего нужны финансовая поддержка развития малого и среднего бизнеса и - особенно - хорошее полноценное законодательное обеспечение. Президент РФ 14 мая уже подписал указ "О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности". Правительство страны в двухмесячный срок обязано разработать и внести в Госдуму проекты нескольких новых федеральных законов. Резко ограничивается количество проверок (кроме налогового контроля) малого бизнеса. Внеплановые проверки станут допустимыми только в исключительных случаях. Лицензирование заменяется обязательным страхованием ответственности, и так далее. То есть речь идет о важных вещах, давно, долгие годы ожидаемых бизнесом. Нужно столь же решительно идти дальше.


И вот что еще надо обязательно сказать. Ни в коем случае нельзя в этом деле, сделав шаг, останавливаться, давать слабину, иначе чиновничество, особенно "на местах", превратит все в показушную кампанейшину и сведет на нет любые благие начинания и планы центра, а малое предпринимательство и дальше останется той самой "дойной коровой".


В прошлом году был принят закон о малом и среднем предпринимательстве, о необходимости которого долго и упорно говорила, в частности, ТПП РФ, и над содержанием которого работали многие наши эксперты. Кстати, замечу, впервые мы определили законодательно, что такое средний бизнес - раньше он, конечно, тоже был, но в то же время официально его как бы и не было - не существовало четких критериев, кого считать "средним". Теперь определено: средние предприятия - это те, где работает до 250 человек. На малых должно быть не больше ста человек, на микропредприятиях - не больше пятнадцати. Градация бизнеса есть во всех развитых странах, хотя численность, естественно, устанавливается везде своя. Такая градация нужна как основа для различных систем содействия со стороны государства, для установления тех или иных льгот, уровней налогов и так далее.


Этот закон действительно способен стать фундаментом для развития малого бизнеса. Если все пойдет хорошо, то, надеюсь, меньше будет и скептицизма предпринимателей относительно их будущего. Это принципиальный шаг вперед, очень важный и очень нужный.


- Но впечатление такое, что шаг этот получился коротким. Закон в полную силу пока не работает.


- Должен заработать. Закон получился, как говорится, рамочным, потому что он - результат своего рода политико-экономического компромисса разных сил. Противодействие его появлению в стране со стороны некоторых структур было очень сильным. Это и понятно: такой законодательный акт становится, по сути своей, базой для появления на экономической, да и политической, арене России новой силы - большого социального слоя, самостоятельного, не зависящего от бюрократии, конкурентоспособного, серьезно влияющего на судьбы страны. Например, именно сильный малый и средний бизнес - это реальный барьер монополизму, пышно цветущему сейчас и в "нефтянке", и на ряде других наших рынках.


Рамочный закон провозглашает лишь основные положения, принципы, а вот механизм их реализации еще надо создать. Нужно принять ряд дополнительных законов, внести соответствующие изменения во многие смежные законы, скажем, в налоговое законодательство - для предоставления малому бизнесу льгот, и так далее. Уже предложенные Президентом меры, безусловно, будут дополняться новыми. В целом изменений, дополнений и т.д. нужно несколько десятков, и только тогда закон заработает в полную силу.


- Но дождемся мы этого завтра?


- Должны дождаться. Политическая воля в стране выражена более чем ясно. На реальные шаги со стороны властей предпринимательские "низы" тут же отреагируют. Смотрите, Всероссийский Форум малого и среднего бизнеса 26 мая этого года в Москве собрал огромное число участников со всех регионов - более 5 тыс человек, пришлось даже срочно подыскивать более вместительные помещения для желающих участвовать в обсуждении проблем предпринимательства и путей их решения. Значит, люди ждут, что власть пойдет им навстречу, а сами они давно готовы работать с максимальной отдачей. Очень важно не обмануть их ожидания. Повторюсь, скептицизм можно побороть только конкретными делами. Иначе погубим немногие пока добрые начинания, и на массовом малом бизнесе можно будет поставить крест.


Руководство Госдумы РФ тоже обещает скорые приятные сюрпризы для малого бизнеса. Надо полагать, речь о том, что законодатели приготовились наконец максимально быстро убрать препятствия и обеспечить условия для полноценной работы закона. Есть основания считать, что некоторые необходимые малому бизнесу законодательные акты могут быть приняты еще до окончания весенней сессии парламента. В частности, речь идет о законе, который предоставил бы малым бизнесменам справедливый доступ к приватизации объектов недвижимости, то есть тех квадратных метров, которые они сегодня арендуют. Для предпринимательства доступ к инфраструктуре - это в прямом смысле вопрос жизни и смерти. Муниципалитеты должны избавиться от излишнего имущества, в том числе от ненужных зданий, помещений, в которых сейчас, как правило, и размещается малый бизнес. Если этот нежилой фонд реализовать на аукционе - то все будет скуплено крупным бизнесом, а малый бизнес останется за воротами.


Если не до начала летних парламентских каникул, то уж точно до конца года, парламент намерен решить проблему применения контрольно-кассовой техники. Вроде бы удалось достичь определенного компромисса с производителями этой самой техники, определить, кто должен применять полноценные аппараты с фискальными чеками, кто - простенькие, печатающие упрощенные, так называемые "мягкие" чеки, а где вообще можно обходиться без этой техники.


Работа над совершенствованием налогового законодательства в применении к малому и среднему бизнесу тоже идет, хотя, по нашему мнению, вот ее-то следует максимально ускорить. Наша налоговая система по-прежнему априори считает бизнес, в том числе, естественно, и малый, вечным злостным уклонистом-неплательщиком, а свою главную задачу видит в "выбивании" платежей. Между тем, в той же Европе налоговая система направлена на развитие, на расширение малого бизнеса. Больше бизнеса - больше налоговых отчислений. То есть начинающим надо помочь стать на ноги, а, например, инновационным малым предприятиям, работающим в сфере науки, вообще следует создавать "зеленую улицу", в том числе и налоговыми льготами. Результаты их работы нужны всей экономике, всему обществу. Но соответствующего инновационного законодательства еще нет.


- Мы, похоже, плавно перешли к конкретным проблемам российского малого бизнеса, которым, говорят, несть числа.


- Их, действительно, много, они хорошо известны, взять хотя бы те же административные, бюрократические барьеры, которые еще предстоит разрушать и разрушать. Как в таких условиях выживать - тоже хорошо известно: надо давать "на лапу". Но желающих прикарманить чужие деньги столько, что они буквально в очередь к каждой фирме стоят, готовые проверить, проконтролировать, предписать, запретить, обязать, обратить внимание, потребовать и так далее. Безусловно, когда предлагаемые изменения в законодательстве будут приняты, аппетиты умерятся. Но пока что малый бизнес, если он по каким-то причинам не пользуется покровительством местных власть имущих, буквально раздевают. К тому же есть подспудные способы давления. Что значит требование получить четверть сотни печатей на документ о землеотводе? Это то же выжимание взяток: заплати - и все печати появятся в мгновение ока; в противном же случае потратишь месяцы, а то и годы, потому что каждая печать действительна определенное время, не успел все завершить - начинай сначала.


Или вот представители контролирующих органов решили проверить, не пользуется ли малая фирма пиратскими компьютерными программами. Что делает нарушитель? Платит - и контролеры уходят. Что делает законопослушный бизнесмен, у которого есть лицензии на программы? Да тоже платит - или разоряется. Потому что контролеры для проверки изымали компьютер, а в нем, например, программа с лекалами на пошив одежды, как это случилось с одним известным предпринимателем. Или данные для налоговиков. Все, бизнес встал. ТПП РФ давно предлагала, чтобы после проверки, впервые обнаружившей нарушение, следовало не наказание, а предписание, конкретно указывающее, когда и какое нарушение должно быть устранено. Поможет также жесткая регламентация самих проверок, то есть определение, что и, главное, как разрешено проверять. Никакого изъятия компьютера для проверки быть не должно, если фирма имеет официальные лицензии на используемые программы.


А доступ к инфраструктуре? Это еще одна головная боль малого бизнеса. Вот, например, подключение к электросетям: в одних регионах за подключение киловатта энергии сегодня берут тысячу-две рублей, в других - десятки тысяч, в третьих - энергокомпании вообще требуют от бизнесменов за свой счет сделать сети, подстанции и передать им. Замечу, что в тарифах на электроэнергию, на газ предусмотрены и средства на развитие; иными словами, энергетики получают деньги два раза за одно и то же. Мы, как организация, представляющая интересы бизнеса, прежде всего малого и среднего, давно настаивали, что вопрос нужно решать кардинально, утвердив везде одинаковые, не разорительные для предпринимательства расценки. Наконец-то Правительство РФ занялось этим и должно до сентября утвердить план мероприятий, которые упростят и удешевят для предпринимателей присоединение их объектов к электрическим сетям.


А проблема так называемых бизнес-инкубаторов, где, собственно, и реализуется задача поддержки начинающих малых фирм, особенно инновационных, по определению малодоходных, а первоначально вообще не имеющих денег на покупку офиса, на подключение к сетям и т.д.? Из заявленных пятисот инновационных бизнес-инкубаторов создано в стране пока лишь порядка ста. А куда уходить фирмам, ставшим "на крыло", чтобы освободить место для начинающих? На Владимирском тракторном заводе освободившиеся из-за снижения объемов производства цеха, например, отдали городу для размещения там малого бизнеса. Но в других-то местах найти свободные и доступные по цене квадратные метры ох, как не просто.


Очень дорогие у нас деньги для малого бизнеса, которому нужны, в сущности, небольшие кредиты. Но чем меньше одалживаемая сумма - тем больше на нее "накручивают" процентов, иначе банкирам, что называется, "неинтересно" работать. В итоге микрокредитование у нас в стране развито плохо, это всего лишь процентов пятнадцать от требуемого объема, а малый бизнес нуждается как минимум в 6-8 млрд долларов в год кредитных денег.


Во всем мире каждое крупное предприятие окружено работающими на него малыми и средними фирмами. Это выгодно: конкуренция малых обеспечивает крупное предприятие комплектующими нужного качества и в нужном количестве; не нужны большие складские помещения; снижается безработица; крупное предприятие поручает малым разработку и проверку новых технических решений, и так далее. Казалось бы, вот она, одна из магистральных дорог развития малого предпринимательства и у нас. Но - нет, не получается. Достаточно малому бизнесу, использующему упрощенную систему налогообложения или платящему вмененный налог на прибыль, начать продавать свою продукцию крупному предприятию, как тут же возникает проблема с уплатой НДС. На Западе с этим давно разобрались. Когда я задал соответствующий вопрос в Минфине, то из ответа стало ясно: проблему решать не готовы. Есть обещание заняться проблемой в будущем, в рамках работы по общему снижению НДС. Но это совершенно разные вопросы; упрощенное налогообложение малого бизнеса, желающего работать на крупные предприятия, не следует связывать с проблемой снижения или отмены НДС как такового. Не использовать признанный в мире рычаг для развития малого бизнеса - недальновидно.


А так называемое "правило второй руки"? В развитых странах принято, чтобы предприятие, получив госзаказ, солидную его часть, порядка трети, разместило на малых предприятиях. У нас такого нет.


Но с подобными проблемами и бедами малого бизнеса в других странах в целом справились. Почему мы должны быть хуже? Да, много времени было упущено, мы совсем недалеко ушли за полтора последних десятилетия, надежды на принципиальные перемены появились только в последнее время. Теперь нужно не останавливаться, потому что альтернатива невеселая: торможение, недоверие и массовое отступление малого бизнеса. Но это слишком черный сценарий. Полноценной экономики, тем более инновационно ориентированной, без малого бизнеса быть не может в принципе. Значит, у нас все должно получиться. Для этого работаем.

Источник:fcinfo, "Поверит ли малый?", 17.06.2008