выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Технологии будущего

08.05.2008Бизнес (5669)
 
Сегодня "инновации" -- понятие, можно сказать, модное. О них говорят на различных уровнях власти, обсуждают на многочисленных форумах. В этом смысле, прошедшая недавно Красноярская общегородская ассамблея "Красноярск. Технологии будущего", вполне в русле экономического мэйнстрима. Мероприятие получилось добротно организованным и вполне зрелищным - этому способствовала выставка инновационных проектов, рожденных на Красноярской земле.

НЕОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ ХАЙ-ТЕК


Безусловно, полезной была и научно-практическая часть, то есть семинары и круглые столы, посвященные различным аспектам организации инновационных процессов. Однако, возможно, от обилия информации, осталось ощущение некой эклектичности происходившего. Стоило ли, к примеру, впрягать в одну упряжку инноватику и малый бизнес? Конечно, есть небольшие инновационные предприятия, но в подавляющем большинстве (и мировой опыт это подтверждает) экономические "малыши" вполне привольно существуют в рамках традиционной экономики. Все эти магазинчики, кафе, бистро, ремонтные мастерские, дающие массе людей средства на хлеб и масло, отнюдь не имеют отношения к "экономике знаний". Сегодня новые технологии - продукт деятельности в основном крупных коллективов. Хотя отдельные Эдисоны и Кулибины есть и сегодня. Но их влияние на мировой технологический прогресс весьма ограничено. Есть соображения и более общего характера. Например, стоит ли уделять столь значительное внимание отрасли, на развитие которой расходуется лишь 0,02 процента от валового регионального продукта, - именно столько в крае сегодня затрачивается на всю инновационную сферу? Мысль о необходимости перевода российской экономики на инновационные рельсы настолько тривиальна, что никто не задумывается, а насколько она верна? Более того, сомневаться в этом - едва ли не крамола. Между тем, руководитель научно-образовательного центра ЮНЕСКО ФГОУ ВПО "Сибирский федеральный университет" профессор Анатолий Лепешев, выступая на прошедшей в рамках ассамблеи научно-практической конференции "Инновационный Красноярск-2020", весьма убедительно показал, что и без инноваций можно жить и жить хорошо. Пресловутый мировой опыт показывает, что в странах, изобильных природными ресурсами и живущих на ренту от продажи оных, никакой инновационной активности нет. А зачем? Разумеется, ресурсы конечны. Но об этом, как правило, вспоминают, когда их уже нет. Убедительный довод: цены на ресурсы подвержены рыночным колебаниям, а зависимость от той или иной сырьевой "иглы" делает государство экономически уязвимым? До определенной степени так. Однако, несмотря на экономические подъемы и спады, сырье будут покупать всегда. И разве нефтяной кризис 70-х годов прошлого века привел к социальной революции в Арабских Эмиратах или Иран встал на путь инновационного развития? Поэтому гипотетический обвал мировых цен на нефть для России неприятен, но не смертелен.


ЦЕНТРОСТРЕМИТЕЛЬНАЯ СИЛА


То есть объективно предпосылок к тому, что отечественный хай-тек разовьется сам собой, - немного. Отсюда понятное желание помочь делу административным ресурсом. Но история учит, что и самое горячее желание не заставит кукурузу расти за Полярным кругом. И инновационная экономика не может быть насаждена административно. Стало быть, нужно нечто еще, кроме нормативных документов. Нечто, объективно порождающее необходимость инновационного развития. И оно есть. Правда, на ассамблее это нечто осталось большей частью "за кадром". Речь идет о концепции "Красноярск-2020", которую в части инновационной экономики презентовала начальник департамента экономики администрации Красноярска Татьяна Зеленская. Одной из важнейших новаций этой концепции, по сравнению с предыдущей программой социально-экономического развития краевого центра на период до 2017 года, является проект создания агломерации - "Большого Красноярска". Идея объединения столицы края с близлежащими муниципальными образованиями отнюдь не нова, но в принципе никогда толком не разъяснялась, что служило поводом к самым диким толкованиям - например о том, что объединение необходимо для того, чтобы увеличить до миллиона число жителей - якобы Федеральный центр дает городам-"миллионникам" некие преференции. В этом толковании идея приобретала явный административный "окрас". Однако на самом деле, проект агломерации не столько инициатива власти, сколько попытка оседлать реальную тенденцию. На самом деле агломерация давно существует. Она проявляется в тесной интеграции столицы и ее спутников. Масса людей из близлежащих населенных пунктов ежедневно приезжает в Красноярск на работу - это позволяет говорить о формировании единого рынка трудовых ресурсов. Земли и строения ближних городов и весей наравне с красноярскими объектами оборачиваются на едином рынке недвижимости. Можно назвать и другие "общие рынки", например, товарный. Формирование единого социально-экономического пространства - объективный процесс, которому препятствуют административно-территориальные барьеры и устаревшая инфраструктура. К примеру, чем, по большому счету, отличаются микрорайон Солнечный и город Сосновоборск? Но из одного можно попасть в любую точку Красноярска на городском транспорте, а жители другого вынуждены платить в разы больше за междугородный транспорт. И здесь для власти возможны два решения: пассивно наблюдать за процессом, либо активно управлять им. Концепция "Красноярск-2020" свидетельствует о выборе активного пути. Но как это связано с инноватикой?


РИСКИ И ВОЗМОЖНОСТИ


Прежде всего, проект "Большого Красноярска" предполагает создание агломерационной инфраструктуры, а первым шагом является пересмотр инфраструктуры сегодняшней. Такая ревизия была проведена. Она показала, что промышленные зоны, занимающие значительную часть краевого центра, используются крайне неэффективно. Для промышленности Красноярска сегодня характерны следующие негативные факторы:


недиверсифицированность структуры промышленного производства -- более половины оборота обрабатывающего производства приходится на долю металлургии,.


низкий уровень использования производственных мощностей, трансформация большинства промышленных предприятий либо в производства товаров, малозначимых для отраслей региональной и российской экономики с небольшой долей товаров-импортозаменителей, либо в производителей услуг: офисных, энергетических, по продаже тепла, услуг по строительству и т. п.


Следует добавить информационную, отраслевую и производственную разобщенность промышленных предприятий, создающую негативные условия для развития кооперационных и корпоративных связей. Высокий уровень физического и морального износа оборудования и недостаточность собственных средств у предприятий на их обновление и модернизацию. Высокий уровень ресурсоемкости, низкая технологическая и экономическая эффективность производства. Все это приводит к тому, что большинство предприятий краевого центра не только не в состоянии конкурировать на мировых рынках, но и сдают постепенно свои позиции на внутрироссийском рынке. В физическом выражении индекс производства промышленной продукции снижается, начиная с 2005 года (100,1% в 2005 г, 98% в 2006 г, 99,8% в 2007 г). Так что выражение "производственные мощи", употребленное Татьяной Зеленской, является весьма точной характеристикой существующего положения. Между тем, процессы агломерирования, укрупнения, усложнения городской среды повышают стоимость главного ресурса города - земли. Как заметил гость ассамблеи, проректор по экономике Томского университета систем управления и радиоэлектроники Александр Уваров, у региональных и местных властей приоритеты прямо противоположны. Для большинства регионов Зауралья главной бедой стала депопуляция. Население частью мигрирует на западные территории России, частью стягивается в крупные города - региональные центры. Поэтому главная задача администраций на уровне субъектов - "накачать" свои территории деньгами, привлечь инвестиции под масштабные проекты. Однако в сегодняшней экономической ситуации эти проекты могут быть лишь "освоенческими": создание новых крупных производств добывающих отраслей. А современные сырьевые производства для обеспечения конкурентоспособности должны быть высокотехнологичными, то есть малолюдными. Таким образом, процесс "стягивания" населения в региональные центры продолжится. Теперь, что касается администраций местных. Сегодня в крупных городах Зауралья проблемы в привлечении инвесторов нет. Напротив, есть реальная конкуренция за участки городских земель. И в этих условиях существование огромных малоэффективных производств не представляется оправданным. Поэтому проект концепции "Красноярск-2020" предполагает реорганизацию и частичную ликвидацию производств, расположенных в непосредственной близости от жилых застроек, общегородских центров и территорий природного комплекса, в том числе, за счет вывода предприятий за пределы Красноярска. За пределы города будет вынесен ряд предприятий из Юго-Западной и Северо-Западной промышленных зон, а высвободившиеся территории будут использованы для жилищного строительства, развития территорий природного комплекса, а также инфраструктурной поддержки промышленного и транспортного комплекса.


ИНТЕЛЛЕКТ БЕЗ АЛЬТЕРНАТИВЫ


Но без экономики город существовать не может -- это и рабочие места, и налоговые платежи. Что же займет место сегодняшних неэффективных производств? Это могут быть лишь современные высокотехнологичные производства. И в самом деле, ни разрабатывать угольные разрезы, ни добывать нефть в городе невозможно. Зато здесь есть другой ресурс, который можно преобразовать в коммерческий продукт. Это знания. Несмотря на значительное сокращение в последние годы как научно-исследовательских учреждений, так и затрат предприятий на НИОКР, Красноярск располагает значительными интеллектуальными ресурсами. Создание Сибирского федерального университета подняло систему высшего образования Красноярска на качественно новый уровень, а соглашение между КНЦ СО РАН и Советом ректоров открыло возможности для интеграции науки и высшего образования. И одной из целей Красноярской общегородской ассамблеи было обсуждение, как коммерциализировать этот потенциал. Как известно, в краевом центре создан городской инновационно-технологический бизнес-инкубатор. Вопрос, как превратить его в базу для развития малого инновационного бизнеса, всесторонне обсуждался на одном из круглых столов, организованных в рамках ассамблеи. Другой круглый стол был посвящен вопросам создания в краевом центре инновационной инфраструктуры в виде особой экономической зоны технико-внедренческого типа и технопарков. Проектом концепции "Красноярск-2020" определено создание красноярской технико-внедренческой зоны, ориентировочно, в 2013 году. Направлениями ее деятельности могут стать биотехнология и лесохимия, углехимия, информационные и телекоммуникационные технологии, космические навигационные системы, энергосберегающие технологии, современные строительные технологии, утилизация техногенных отходов и нерудного сырья - выбор достаточно широк. Определены и возможные варианты размещения зоны: первая площадка - в районе пионерского лагеря "Звездный" (Академгородок), вторая - в районе ФГУП "Красмаш". Преимуществом первой является наличие многопрофильного научного комплекса, возможности которого могут быть использованы для разработки новых технологий и препаратов медицинского направления, в том числе и с применением нанотехнологий. Коммерческий результат могут принести исследования в области биотехнологии, разработки по глобальной навигационной спутниковой системе ГЛОНАСС, экологические исследования (в части переработки отходов). Преимущества второй площадки связаны с наличием современного производственного комплекса и высококвалифицированного коллектива ФГУП "Красмаш", позволяющих реализовать в принципе любую техническую идею. Кстати, о создании технопарка на этом предприятии говорил и губернатор края Александр Хлопонин, во время своей недавней беседы с представителями трудового коллектива. Губернатор, в частности, предложил и возможную сферу приложения усилий технопарка - масштабный проект модернизации энергетических мощностей края. Разумеется, создание новых бизнес-инкубаторов, технопарков, особых экономических зон - лишь верхушка инновационного "айсберга". Инфраструктура коммерциализации знаний гораздо сложнее. Здесь нужна финансовая база в виде венчурных фондов и других финансовых институтов для инвестирования средств в инновационные проекты. Нужны и инновации в сфере услуг, начиная от здравоохранения и ЖКХ и заканчивая финансовыми услугами, консалтингом, инжинирингом, транспортной и складской логистикой. Одним из главных приоритетов является развитие креативности мышления населения, в том числе: развитие рационализаторства и создание кружков качества на предприятиях; возрождение системы детского и юношеского научно-технического творчества; организация конкурсов, состязаний, олимпиад. Надо возродить частично утраченный интерес людей к научно-техническому творчеству. И это тоже одна из сверхзадач общегородской ассамблеи "Красноярск. Технологии будущего". Кстати, в отличие от многих подобных мероприятий, где собираются лишь маститые профессионалы, на прошедшей ассамблее нашлось место для красноярцев всех возрастов, "от пионеров до пенсионеров". И для каждого нашлось что-то интересное. Для кого-то -- модели авиационной и ракетной техники, для кого-то -- обсуждение проблем инноватики. Может быть, именно этим разнообразием целей и методов и объясняется то ощущение эклектики, о котором говорилось выше. Но в целом "первый блин" получился не комом. А поскольку подобные ассамблеи "Красноярск. Технологии будущего" предполагается сделать ежегодными, то есть и возможности для их совершенствования. Ведь и красноярские экономические форумы начинались как мероприятия сугубо регионального масштабы. Сегодня же они относятся к разряду наиболее статусных экономических "тусовок" России. Возможно, и красноярские ассамблеи станут со временем крупнейшей площадкой проектирования новой "полисной" экономики.


Михаил КЕМПИНСКИЙ