выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес в Ставропольском крае: что мешает развиваться

03.04.2008Бизнес (5669)

— О малом бизнесе у
нас только говорить умеют, реальной помощи никакой, — рассказывает
ставропольский предприниматель Андрей Макаров, контролируя, как рабочие выносят
торговое оборудование из помещения, которое он ранее арендовал под небольшой
продуктовый магазинчик. — Да что там помощь, хоть не мешали бы…

Поясню, что не так давно бизнес Андрея шел довольно успешно. Начал
дело он как раз в начале девяностых, когда продавать и покупать у нас
разрешалось практически всем и везде.


Поначалу приобрел собственный ларек, потом потихоньку раскрутился. В
общем, обычная для тех лет история. Однако у ушедших в те лихие времена
в торговлю судьбы сложились по-разному. Одни с тротуаров и лотков, как
в свое время и наш герой, проворно переехали в магазины, другие
подались в сетевики. А кому-то пришлось пополнить ряды неудачников. К
слову, армия последних ныне растет — в том числе и за счет тех, кто
сегодня вынужден уйти из малого бизнеса. В частности, Андрею за
последний год приходится закрывать уже второй свой магазин. Выживать в
мелкой торговле, говорит он, становится все труднее. Спрашиваю о
причинах. Как и следовало ожидать, ничего сверхъестественного. Это, по
сути, то, что уже давно принято называть административными барьерами:
бесконечные проверки, нехватка оборотных средств из-за трудностей с
получением кредитов, напор сетевых магазинов, с которыми просто
бессмысленно конкурировать, и т.д.


Через незаконные выплаты


Отмечу, что такая ситуация сегодня в России и на Ставрополье, в
частности, абсолютно не нова. Так, только за прошлый год в крае
количество предприятий малого и среднего бизнеса уменьшилось на 20
процентов. И, по примерным подсчетам, сейчас в регионе «живет» всего
порядка 12 тысяч малых предприятий и около ста тысяч индивидуальных
предпринимателей. Несмотря на вроде как внушительные цифры, этого будет
маловато. В частности, по плотности малого бизнеса в расчете на сто
тысяч населения край среди субъектов ЮФО ныне может «похвастаться»
одним из наименьших показателей. Постепенно снижается и удельный вес
малых предприятий в экономике края: по некоторым данным, он сполз уже с
16 до 14 процентов. То же — с производительностью, опять же в ЮФО
Ставрополье также плетется ближе к концу списка…


К слову, эта печальная картина еще совсем недавно была заметно
светлее. Так, по результатам исследования, проведенного ВЦИОМ в 2003
году, Ставрополье занимало лидирующие позиции в отношении развития
среднего и малого бизнеса. Ныне положение коренным образом изменилось:
свежие итоги показывают, что за по-следние два года край скатился в
категорию регионов неиспользованных возможностей и, по некоторым
оценкам, приближается к уровню так называемых депрессивных территорий.


В подтверждение вновь не обойтись без некоторой социологической
статистики. В точных цифрах, как известно, высоту административных
барьеров не оценишь: немало их как раз в том пресловутом теневом
секторе. Недавнее совместное исследование, проведенное ВЦИОМ,
общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора
России» и Минэкономразвития РФ, дало по краю следующие результаты. К
примеру, то, что проверки правоохранников серьезно мешают или
практически не дают работать, подтвердило более четверти ставропольских
респондентов-предпринимателей. Примерно те же результаты по
взаимоотношениям с региональной властью и органами местного
самоуправления. В отношении чиновников еще более пугающий результат: в
ходе опроса 72 процента ставропольских предпринимателей на вопрос,
широко ли распространена практика решения проблем через незаконные
выплаты, ответили положительно.


«Чубайс оборзел»


Собственно, говорить о каких-то сугубо региональных тенденциях в
том, что касается развития малого бизнеса, было бы совершенно неверно.
Как отмечают специалисты, в целом положение дел примерно одинаково (не
без исключений, конечно) по всей стране. Общая картина такова: малый
бизнес имеет очень маленькую долю в экономике страны, а количество
предприятий на фоне чуть ли не гибридного роста госкомпаний в последние
годы устойчиво сокращается.


В то же время слова о критических условиях, в которых живут мелкие
предприятия, и необходимости всячески способствовать их развитию вдруг
стали неотъемлемым содержанием государственной риторики. Последний
пример: совсем недавно премьер-министр Виктор Зубков довольно жестко
выступил на заседании правительства, заявив, что «Чубайс и все
организации оборзели полностью». По его словам, в колоссальные суммы
обходится малому бизнесу подключение электроэнергии и воды. Также В.
Зубков с возмущением констатировал, что в реальности не работает и
система регистрации предприятий через «одно окно» — чиновники там все
равно ждут «сопровождения», то есть взятки, как говорится, для более
скорого оформления документов…


На Западе именно малый и средний бизнес традиционно считается
инновационным, а потому двигающим экономику. Это, собственно, та цель,
к которой в идеале пытается двигаться и Россия. Однако что происходит
ныне в стране с деловым климатом и условиями развития бизнеса? Как
отметил президент Института национального проекта «Общественный
договор» Александр Аузан, выступая недавно в Москве на встрече с
региональными журналистами, частные деньги в России есть, но их
неактивно вкладывают. Что тормозит этот процесс, догадаться несложно.
Еще в 2000 году с каждого рубля торгового оборота на административных
барьерах в России «оседало» 11 копеек. Это и то, что платилось
легально, и то, что уходило в чьи-то карманы в виде взяток и серых
схем. В результате реформ к 2003 году эту «уплывающую» сумму удалось
снизить до 8 копеек. При этом три копейки с рубля, подчеркнул А. Аузан,
это на самом деле хороший импульс для внутренних источников роста
экономики. Правда, на таком уровне удалось продержаться всего
пару-тройку лет. В 2006 году на барьерах оседало уже 9,7 копеек.
Сегодня же возвращаемся на круги своя — к 11 копейкам…


Причем, если удается ликвидировать одни барьеры, быстро вырастают
иные. В основном, констатируют экономисты, это происходит через
налоговые изъятия разного рода и правоохранителей. Серьезность и
острота ситуации как раз подтверждается нынешним заметным оживлением
«наверху». По телесюжетам последних месяцев можно отметить, что
возобновились разговоры о положении малого бизнеса в российском
правительстве, кроме того, федералы вы-двинули сразу ряд
законодательных инициатив (их плюсы и минусы — отдельный разговор).


По обоюдному нежеланию


Что на краевом уровне? Если попытаться ответить кратко, то молчание.
В частности, на одном из недавних заседаний комитета по экономическому
развитию, торговле, инвестициям и собственности ГДСК подтвердилось, что
проблемы развития предпринимательства на Ставрополье на
правительственном уровне до сих пор полномасштабно не рассматривались.
Разговор на крупных и мелких совещаниях возникает время от времени, да
и то лишь в свете иных вопросов.


Давно говорится и об острой необходимости принятия краевого закона о
развитии малого и среднего предпринимательства. В минэкономразвития и
торговли СК отмечают, что законопроект уже готов, однако на
рассмотрение краевым парламентариям он пока не поступал. К слову,
критически воспринимают в бизнес-среде и ведомственные целевые
программы, в свое время предложенные тем же минэкономразвития: по сути,
бюджетные средства направляются на реализацию только одного из
направлений финансовой поддержки предпринимательства, а именно —
субсидирование затрат на приобретение основных средств.


Причем, надо заметить, такая пассивность стала обоюдной. Одна из
главных бед малого бизнеса края сегодня заключается также в
разобщенности и раздробленности предприятий, что не позволяет им пусть
даже не играть на рынке равноправную роль с государством, но хотя бы
отстаивать свои права. «СП» уже неоднократно писала, что в объединении
нет заинтересованности как у самих предпринимателей, так и у властей. С
одной стороны, мировой опыт показывает, что это действительно нужно. С
другой — логично, что власти — особенно муниципальной — отнюдь не нужны
новые организации, с которыми вдруг придется считаться. Ведь если
торговца Иванова или Сидорова с его проблемами несложно тем или иным
образом оттолкнуть, то мнения специализированных ассоциаций и союзов
легко игнорировать уже не удастся. По последним данным, сейчас в крае
объединено не более одного процента предпринимателей. Как они
признаются, веры в том, что в крае может появиться реальная
организация-заступник, сейчас нет. Потому выживать и справляться с
проблемами все стараются в одиночку.


*****


В общем, получается, что спустя почти два десятка лет с момента
массового прихода россиян в частный бизнес возможность начать или хотя
бы сохранить свое дело постепенно уменьшается. При этом государство
теряет налоги и часть доходов, а граждане — перспективу работать, как
говорится, на себя, а «не на дядю».