выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малое гражданское общество

01.04.2008Бизнес (5669)
Некоммерческие
организации вновь попытались привлечь внимание государства к своему непростому
положению. Руководители более чем сотни российских НКО (включая Московскую
Хельсинкскую группу, «Мемориал», Фонд защиты гласности и российское отделение
Всемирного фонда дикой природы) поставили свои подписи под заявлением с
просьбой прекратить бюрократическое и административное давление на гражданское
общество.
 

Примечательно,
что «катализатором» для появления этого обращения стало событие, не
имеющее никакого отношения к «третьему сектору». «В связи с заявлением
избранного президента России Дмитрия Медведева на заседании президиума
Госсовета в Тобольске 27 марта с.г. о необходимости принятия
радикальных мер по выведению предприятий малого бизнеса из-под
административного прессинга мы заявляем, что мы поддерживаем инициативы
о том, что нужно «полностью запретить приход контролирующих органов на
такого рода предприятия и разрешать их только при наличии
разрешительного акта органов госвласти - прокуратуры или суда» - так
начинается заявление правозащитников. Отдав должное инициативе нового
главы государства, подписанты отмечают, что НКО оказались в похожем
положении и не менее малого бизнеса страдают от административных
барьеров и удушающего бюрократического контроля. «После принятия
изменений в законодательство об НКО в 2006 году и новых подзаконных
актов о проверках эти организации оказались в худшем положении, чем
даже страдающие от административного прессинга предприятия малого
бизнеса, - подчеркивают правозащитники. - Зарегистрировать НКО сейчас и
сложнее, и дороже, чем бизнес. Закрыть такую организацию легче, чем
бизнес».


В
частности, закон предоставляет чиновникам «Росрегистрации» (ФРС)
возможность устраивать некоммерческим организациям проверки - плановые
и внеплановые. Количество внеплановых проверок не ограничено - ФРС
может «навещать» своих подопечных хоть каждый месяц, причем
продолжительность таких инспекций может составлять 30 дней. Основания
для проверок четко не прописаны: они могут проводиться как по жалобам,
так и в силу «иной информации, свидетельствующей о наличии признаков
нарушений прав и законных интересов граждан, юридических лиц и
индивидуальных предпринимателей». Правозащитники настаивают на том, что
полномочия проверяющих явно избыточны. Например, контролеры ФРС имеют
право затребовать у проверяемых любой документ. «Презумпция виновности»
и нацеленность инспекторов на поиск негатива приводят к тому, что более
90 процентов некоммерческих организаций получают по итогам проверок
письменное предупреждение о нарушении. После второго предупреждения
«Росрегистрация» имеет право обратиться в суд с иском о ликвидации НКО.
Суды же, как отмечают авторы заявления, встают на сторону госструктуры
и удовлетворяют иск.
По словам правозащитников, как правило,
жертвами столь пристального интереса «Росрегистрации» становятся
небольшие организации, работающие «на земле» - в регионах, в
непосредственном контакте с гражданами. «Меры наказания часто
несоразмерны тяжести технических нарушений - НКО закрывают в ситуациях,
когда достаточно предупреждения или штрафа», - свидетельствуют авторы
обращения. Поэтому все большее число некоммерческих организаций, будучи
не в силах справиться с административным давлением, принимают решение о
прекращении своей деятельности.


В
принципе у НКО есть потенциальные сторонники в структурах, приближенных
к вертикали власти. «В случае прямых нарушений закона местными органами
власти естественно нужно обращаться в органы прокуратуры и к нам, в
Общественную палату, - заявил «Времени новостей» член ОП адвокат
Анатолий Кучерена. - Надо разобраться, что происходит и почему
представители НКО сталкиваются с такими проблемами в том числе и на
местах. Если такие факты подтвердятся, Общественная палата будет
реагировать и принимать меры. Но нам нужна информация». Однако, по
мнению большинства представителей правозащитного сообщества, проблема
не столько в «перегибах на местах», сколько в самом действующем законе
о НКО, который эти перегибы провоцирует. К примеру, глава Московской
Хельсинкской группы Людмила Алексеева утверждает, что этот «вредный и
недемократичный закон», поставивший гражданское общество под «нудный и
каждодневный контроль», надо «не корректировать, а ликвидировать».


Сами
«подписанты» не испытывают уверенности в том, что их послание, пусть и
изобилующее комплиментами в адрес Дмитрия Медведева, дойдет до
адресата. «Внимание давно уже привлечено, - заметил в беседе с
корреспондентом «Времени новостей» председатель Фонда защиты гласности
Алексей Симонов. - На моей памяти мы несколько раз разговаривали об
этом законе с ныне еще действующим президентом Путиным. От этого не
было никакого толку». Но, признает правозащитник, у общественных
организаций нет никакой сколько-нибудь понятной и объективной
возможности привлечь к себе внимание, кроме подачи петиций. «Сложно
представить, что НКО объявят забастовку, это же смешно, - подчеркивает
г-н Симонов. - Выходить на улицы? Если мы призовем всех своих клиентов
выйти вместе с нами, то даже в одной Москве людей будет много. Но
митинг вряд ли эффективнее петиции, поэтому приходится из многих зол
выбирать единственно возможный путь: хотя бы объявить о том, что мы
продолжаем быть недовольны этим законом, но он продолжает действовать в
ущерб НКО».


 


«Время Новостей», 1 апреля 2008 года