выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Взятки стали самым действенным инструментом для бизнеса

12.03.2008Бизнес (5669)
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил
данные о том, как отечественные бизнесмены оценивают действующую
систему лицензирования, контроля и надзора за работой бизнеса.

Проблемы администрирования в сфере бизнеса носят на сегодняшний день
достаточно острый характер, отмечается в пресс-выпуске ВЦИОМ. В
частности, деятельность системы лицензирования, контроля и надзора над
бизнесом оценивается предпринимателями скорее со знаком "минус" -
средний балл оценок составляет 3,63 по 7-балльной шкале, т.е. ниже
срединного уровня. Эти оценки практически не зависят от размера
предприятий. Отраслевая принадлежность оказывает некоторое влияние на
оценки. Несколько более оптимистично настроены владельцы и руководители
компаний, работающих в промышленности и строительстве (3,68 балла; для
сравнения: в других отраслях - 3,55-3,57 балла).


Основные претензии предприниматели предъявляют к работе органов
налоговой инспекции, которая мешала нормальной деятельности 43%
обследованных компаний. В том числе 7% респондентов отмечают, что
работа представителей налоговой инспекции серьёзно препятствовала
деятельности их бизнеса. Также к числу контрольно-надзорных органов,
работа которых неблагоприятно сказывается на деятельности российских
компаний, можно отнести государственную противопожарную службу,
экологический надзор, Роспотребнадзор и лицензирующие органы. Все они
осложняли бизнес-процесс 24-37% компаний, в том числе для 4-6%
предприятий и организаций их вмешательство оказалось серьезной помехой.


Основные претензии предпринимателей к тому, как осуществляются
проверки на их предприятиях, можно свести к следующему - очень часто
эти проверки являются средством принуждения бизнесменов к вступлению в
коррупционные отношения с представителями проверяющих органов.
Действительно, первые три строки рейтинга проблем, с которыми
предприятия сталкиваются при проверках, занимают жалобы на требования
со стороны проверяющих предъявить слишком большое число документов, что
не предусмотрено законом (30%), на избыточную частоту проверок (23%) и
собственно прямые или косвенные намеки на необходимость оплаты "услуг"
чиновников (18%). Зачастую проверки носят, по утверждению опрошенных
предпринимателей (17%), "заказной" характер, что также подтверждает
высокий уровень коррумпированности сотрудников контрольно-надзорных
органов.


Слишком высокие издержки, прежде всего, временные, которые несут
предприниматели при прохождении различных контрольно-надзорных
процедур, вынуждают их искать пути для оптимизации процесса. И
единственным инструментом, способным сдвинуть дело с "мертвой точки",
становятся взятки. Особенно наглядна эффективность использования
коррупционных механизмов, когда речь идёт о наиболее длительных
процедурах, таких как выделение земельного участка (дача взятки
сокращает продолжительность процедуры со 163 до 58 дней) или получение
разрешения на строительство и реконструкцию (со 134 до 52 дней).
Экономия времени на прохождение других процедур при использовании
взяток также велика - его затраты сокращаются в этом случае в 1,7-2,9
раза.