выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Малый бизнес и бюрократия

07.03.2008Бизнес (5669)
4 марта при правительстве РФ по инициативе Виктора Зубкова был
создан Совет по развитию малого бизнеса, который возглавил вице-премьер
Александр Жуков. В четверг 6 марта на заседании правительства
премьер-министр поручил ему, а также ряду министерств до 1 мая снять
барьеры, мешающие развитию малого бизнеса.
 


Эти решения
комментирует известный общественный деятель, председатель «Движения Развития»,
председатель Наблюдательного совета Института демографии, миграции и
регионального развития, Юрий Крупнов.


- То, что на таком высоком уровне создан Совет по развитию малого бизнеса, вне всяких сомнений  – знак положительный.


Безусловно, энергией малого бизнеса являются конкретные
предприниматели – и их не заменишь никакими государственными
структурами. Но для того, чтобы малый бизнес стал реальностью, а не
абстрактной декларацией, нужно создавать государственную инфраструктуру
малого бизнеса. Подчеркну – инфраструктуру малого бизнеса, а не просто
инфраструктуру его поддержки.


Разумеется, снятие административных барьеров, с которыми
сталкивается в своей деятельности предприниматель, - задача важная, и я
уверен, что Совет не оставит эту проблему без внимания.


Но вопрос номер один  - создание инфраструктуры малого
бизнеса, состоящей из новых индустрий, а фактически - новой
промышленности страны. Во всем мире малый бизнес существует, прежде
всего, вокруг и за счет крупных и чрезвычайно производительных
индустрий, промышленных кластеров развития. Без опоры на сложный и
высоко организованный промышленный труд малый бизнес никогда не будет
процветать. Поэтому действительное развитие малого бизнеса означает
развитие промышленности, проведение новой индустриализации страны.


Любая иная трактовка малого бизнеса на деле является просто
издевательской, поскольку ему не на что будет опираться и при этом
противостоять административному давлению и падающему качеству и
квалификации трудовых ресурсов.


Возлагает определенные надежды на «жуковский Совет» и Владимир Лысенко, профессор кафедры прикладной политологии ГУ-ВШЭ, президент Института современной политики.


-
Малый бизнес, увы, как не родное дитя в нашем отечестве. И, к
сожалению, за последние годы каких-то серьезных улучшений в этом
отношении не было. Хотя и Владимир Путин в своем политическом завещании
особенно выделил, что малый бизнес надо развивать, и Дмитрий Медведев
подчеркнул, что это основа развития экономики страны.


Я давно знаю Александра Жукова и считаю его одним из лучших
профессионалов в экономике в нашей стране, к тому же он очень
порядочный человек. Поэтому мне представляется, что если это дело
поручили Александру Дмитриевичу, возможно, какие-то серьезные изменения
и могут произойти. Если одним из них будет эффективная работа с малым
бизнесом, реальная его поддержка, то в целом, думаю, это будет
усиливать экономику России. Если же это просто очередная пиар-акция,
которая через какое-то время опять замолкнет, значит, будем
считать, что подобные решения были приняты в политических интересах, а
не для того, чтобы развивать малый бизнес и экономику.



- Одна из задач,
поставленных Зубковым перед Жуковым – устранить административные барьеры. На
ваш взгляд, каким образом можно «заставить чиновников заниматься делом»?


- Действительно, чиновничий аппарат в России – один из самых больших
в мире. И я как историк могу сказать, что начиная с Петра Первого за
четыре века никто не смог справиться с нашей бюрократией, хотя было
много достойных руководителей, лидеров, царей, генсеков, президентов.
Поэтому я пессимист в этом вопросе.


Если мы не перейдем на жесткую конкуренцию и на прозрачность
финансовых операций, думаю, что реально ничего не изменится. Есть
надежда, что раз Зубков (а это порядочный и сильный человек) с Жуковым
взялись за малый бизнес, постепенно мы поставим на рельсы «основу
экономики» и сдвинем  тот грандиозный груз, который
накопился за многие десятилетия. Это долгий процесс, изменить в
ближайшее время что-то очень сложно, но начинать это делать нужно
обязательно.


Иван Грачев, депутат Государственной Думы РФ, лидер Общественного движения «Развитие предпринимательства», считает иначе.


-
Вообще говоря, сама по себе эта структура либо бесполезная, либо мягко
позитивная, но при условии, что ее возглавляет человек, который при
конфликте с правительством всегда будет на стороне предпринимателей. Не
жестко, аккуратно, но на их стороне. Г-н Жуков таким не является:
всегда, когда вставал вопрос – за фискалов или за предпринимателей,
вице-премьер был за первых. Надо полагать, что с этой позиции он не
годится как глава Совета. В общем, пока я от данной новой структуры не
жду ничего хорошего.


Дело-то ведь не в структуре, хотя, повторяю, при лидере, который
твердо стоит на позициях предпринимателей, и она может быть полезной.
Дело в законодательной базе.


Возьмите налоговую систему, которая определяет, как предприниматель
зависит от чиновника. При хорошей системе, когда 90% людей могут
работать, проводя все через бухгалтерию, «по-белому», предприниматель
мало зависит от администрации. Такая она сейчас? Да нет, конечно! По
нагрузке она выше в 2 раза, чем нужно. Будут ли внесены какие-то
законодательные изменения в этой области? Сомнительно, так как тот же
Александр Жуков, будучи в Бюджетном комитете Думы, имел возможность
встать на сторону предпринимателей, но не сделал этого. У меня слабая
надежда, что он сделает это сейчас. Вообще, ключевым во
взаимоотношениях чиновников с предпринимателями должна быть симметрия.
Сейчас, например, чиновник своими безграмотными решениями или
действиями может, в общем-то, безнаказанно ограбить предпринимателя, не
компенсируя ущерба. Потому что нет ответственности чиновника перед
бизнесменом. А она должна быть!


- Не так давно вступивший в силу закон «О развитии малого и
среднего предпринимательства в РФ» не оправдал чаяния предпринимателей…


- Конечно, потому что конкретных норм этот закон не содержит! В нем
есть более-менее четкие положения по структурам поддержки
предпринимательства. Закон не вредный, но практической пользы
предпринимателям он, увы, не принес. Даже прежний закон, по мнению
многих бизнесменов, имел хоть какие-то нормы прямого действия. На
старте, кстати, и 209-ФЗ содержал и прямые налоговые льготы, и прямую
амортизацию, и многое другое. А потом г-жа Хакамада ввела единый налог
на вмененный доход, обязательный для предпринимателей со ставками,
которые устанавливают чиновники. А это, как показывает практика,
вредная штука.


* * *


Когда речь заходит о проблемах малого бизнеса, то почему-то в
первую очередь обращают внимание на раздутый бюрократический аппарат.
(Вот и вчера Дмитрий Медведев на встрече с губернатором Краснодарского
края г-ном Ткачевым сетовал на то же…)


Руководство страны дружно предлагает чиновникам бороться с
самими собой. И пока, увы, нельзя сказать, что борьба идет хотя бы с
переменным успехом. До сих пор, несмотря на такой же дружный праведный
гнев на «огромное количество бюрократических препонов», государственный
аппарат в размерах не уменьшился, а чиновники не стали больше радеть о
конкретном предпринимателе. А ему, малому и конкретному, надо бы,
может, налоговое бремя уменьшить, а максимальный объем оборотов на
«упрощенке» увеличить - словом, законодательно сделать так, чтобы
предпринимателю экономически выгодно было работать «в белую».


Светлана Синявская