рубрики
Источники
Авторы
Темы
Бизнес
Налоги
Аренда
Банки
Власть
Курс на укрупнение
Рынок лизинговых услуг в Пермском крае уже сформировался и сейчас продолжает развиваться, увеличивая свои обороты, несмотря на временное замедление темпов роста в 2006 году (тогда, по экспертной оценке Владимира Тачкина, финансового директора ООО «Промлизинг», темпы роста оказались рекордно низкими и составили 20 %). Что касается прошедшего года, то, по словам директора Пермского филиала ОАО «Руслизинг» Алексея Никитина, оборот лизинговых услуг в 2007 году увеличился в 1,5 раза. И, по его мнению, потенциал для роста еще есть: в западных странах около 60 % оборудования приобретается посредством лизинга, тогда как в России этот показатель равен всего лишь 25–30 %.
Одним меньше, одним больше. Алексей Никитин, сравнивая Пермский край с другими регионами России, говорит о том, что регион региону рознь. «Естественно, что уровень развития рынка лизинговых услуг в Москве и Санкт-Петербурге значительно выше, тогда как соседним регионам – Свердловская и Челябинская области – Пермский край ничуть не уступает», – поясняет эксперт «bc».
Николай Лузин, директор ООО «Уральская лизинговая корпорация», считает, что высокие темпы развития рынка лизинга в Прикамье сказываются и на количестве операторов рынка в регионе. По оценкам специалистов, сегодня в Пермском крае работают порядка 35–40 компаний, предоставляющих лизинговые услуги.
При этом Алексей Никитин уверен в том, что рынок в Пермском крае уже полностью сформировался и количество игроков на нем не изменится. «Кто-то на рынке появляется, а кто-то исчезает, поэтому рынок достаточно сбалансирован и стабилен», – считает г-н Никитин. Владимир Тачкин придерживается более категоричной точки зрения. По его словам, число операторов на пермском рынке лизинга постепенно снижается, если и появляются, то филиалы крупных столичных компаний, а мелкие, напротив, исчезают.
Владимир Тачкин:
– Сейчас можно говорить о тенденции к сокращению и укрупнению лизингодателей. Выходить на рынок лизинга компании, не имеющей за собой банка или финансирующей компании, просто не имеет смысла.
По мнению экспертов, свое-образным показателем развитости рынка является высокий уровень конкуренции. «На рынке лизинговых услуг в Пермском крае сегодня присутствует много компаний – как местных, так и филиалов столичных организаций. И с каждым годом их количество растет, – говорит Николай Лузин. – С увеличением количества компаний растет и конкуренция между ними, что объясняется привлекательностью Пермского края как региона с развитой промышленностью, а это в свою очередь создает благоприятные условия для деятельности лизинговых компаний».
Однако Сергей Шпетер, директор по развитию бизнеса долгового агентства «Пристав» (г. Москва), видит и негативные стороны в активном развитии рынка лизинговых услуг. По его мнению, оно приводит к росту числа дефолтов.
Сергей Шпетер:
– Сегодня представители лизингового сообщества задумываются о необходимости оптимизировать процесс взаимодействия между лизингодателем и лизингополучателем в области предотвращения и взыскания просроченной дебиторской задолженности. И в настоящее время мы отмечаем нарастающий интерес лизинговых компаний к сотрудничеству с долговыми агентствами.
Кто лучше? Собеседники «bc» говорят о том, что лизинговые компании отнюдь не однородны и делятся на несколько категорий.
По словам Владимира Тачкина, основными игроками на рынке являются кэптивные лизинговые компании, компании, работающие при банке, а также компании, учрежденные крупными фондами.
Так, Алексей Никитин выделяет лизинговые компании, являющиеся дочерними организациями при банках, лизинговые компании при промышленных предприятиях, а также «независимые лизинговые компании». Николай Лузин в качестве отдельной категории добавляет и непосредственно банки, которые занимаются оказанием лизинговых услуг. При этом эксперты «bc» отмечают, что каждый из этих игроков имеет свои преимущества и недостатки.
Так, например, достоинством независимых лизинговых компаний, особенно местных, является то, что они, как правило, более оперативно рассматривают заявки на лизинговое финансирование, считает г-н Лузин. «Обратной же стороной является то, что эти лизинговые компании за кредитными ресурсами обращаются в банки, которые далеко не всегда готовы профинансировать ту или иную сделку лизинговых компаний», – утверждает специалист.
Николай Лузин:
– Что касается непосредственно банков, то они не имеют проблем с поиском кредитных ресурсов, но, в силу определенных нормативных положений, инструкций и других ограничений, процедура получения лизинговых услуг в банке может оказаться более длительной и сложной. Компании, являющиеся дочерними структурами банков, также не испытывают проблем с финансированием лизинговых проектов, в то же время процедура оформления лизинговой сделки там может происходить по упрощенному варианту.
Если в самостоятельных лизинговых компаниях сейчас отмечается рост оборотов по лизингу (в некоторых компаниях рост составляет порядка 300 % в год), то в банках наблюдается обратная ситуация. По данным Главного управления Банка России по Пермскому краю, в 2007 году в банках, работающих в регионе, произошло почти двукратное снижение объема лизинговых операций по сравнению с 2006 годом. По состоянию на 1 января 2008 года остаток средств на счетах лизинговых операций был равен 748 тысячам рублей, тогда как в 2007 году аналогичная цифра составляла 1 млн 439 тысяч рублей.
По словам Игоря Козлова, начальника кредитно-финансового управления ОАО «Экопромбанк», этому есть логическое объяснение. «Выросли ставки по кредитам, и лизинговые продукты стали слишком дороги для клиента и нерентабельны для самих лизинговых компаний. При сегодняшних ставках банков по кредитным продуктам лизинговый ресурс для клиента может стоить уже больше 20 % годовых», – поясняет г-н Козлов.
Действительно, ставки по лизингу находятся в прямой зависимости от действующих банковских ставок. Эта связь между лизинговыми ставками и ставками по кредитам вполне объяснима, так как основным источником финансирования лизинговых компаний являются именно банковские кредиты, составляющие, по некоторым данным, до 50 % от общей суммы финансирования лизинговых проектов в России.
Выбор за малыми. Основными лизингополучателями, по словам экспертов «bc», являются представители среднего и малого бизнеса. Владимир Тачкин объясняет это тем, что для представителей крупного бизнеса лизинговые операции выступают причиной снижения рентабельности компании, поэтому лизинг у крупного бизнеса не пользуется большой популярностью.
Алексей Никитин:
– Средний и малый бизнес чаще обращается к лизингу, поскольку кредит получить значительно сложнее. В этом отношении лизинг значительно проще оформить, но зато в абсолютных цифрах он будет дороже кредита.
Лизинговые компании действительно предъявляют меньше требований к своим клиентам, по сравнению с банками, в частности, не интересуются их кредитной историей. Это обусловлено тем, что право собственности на предмет лизинга оформляется на лизинговую компанию. Именно относительная простота оформления договора лизинга является одной из основных причин преобладания малого и среднего бизнеса в числе клиентов лизинговых компаний. Хотя, по мнению Любови Юдиной, заместителя директора Пермского филиала ОАО «Собинбанк», сейчас банки и представители среднего и малого бизнеса идут навстречу друг другу: с одной стороны, происходит упрощение процедуры получения кредита, с другой стороны, малый и средний бизнес начал понимать требования банка и принимать предлагаемые ему условия кредитования. «Поэтому количество лизинговых операций постепенно сокращается», – резюмирует г-жа Юдина.
Тем не менее у лизинга остается несколько серьезных преимуществ перед кредитованием. По словам Алексея Никитина, лизинг выгоден прежде всего тем юридическим лицам, при налогообложении которых применяется налог на добавленную стоимость. С ним солидарны и его коллеги.
Николай Лузин:
– Определяющим моментом при выборе между кредитом и лизингом является система налогообложения, принятая на предприятии. Если предприятие находится на общей системе налогообложения и работает рентабельно, то для него приобретение имущества в лизинг будет экономически выгодно. Поскольку, приобретая имущество в лизинг, предприятие минимизирует налого-обложение своего бизнеса, экономя на таких налогах, как налог на прибыль и налог на имущество.
«Что касается предприятий, находящихся на особых режимах налогообложения (а это, как правило, малые предприятия), то им в меньшей степени выгодно приобретать имущество в лизинг, – считает г-н Лузин. – Хотя для подобных предприятий лизинговое финансирование имеет и свои положительные стороны: ведь для получения кредита банк требует в обеспечение залог, которого у небольших организаций зачастую нет, тогда как лизинг может оказаться оптимальным вариантом в этой ситуации».
Наибольшим спросом среди клиентов лизинговых компаний пользуются строительная техника и автотранспорт. По мнению экспертов, причины этого очевидны: автотранспорт – как легковой, так и грузовой – активно используется всеми видами и уровнями бизнеса, а в сегменте строительной техники наблюдается серьезный рост, в том числе и благодаря реализации масштабных планов по дорожному и жилищному строительству в Пермском крае.
Кроме того, Николай Лузин в качестве отдельного направления выделяет лизинг полиграфического оборудования. Он связывает это с тем, что рекламный рынок сегодня активно развивается и демонстрирует стабильный спрос на современное и качественное оборудование.