выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Кредиты малым дорожают

30.10.2014Бизнес (5669)
Ставки по кредитам для малого бизнеса до конца 2014 года могут вырасти на 1–3%, говорят банкиры. В ближайшее время рынок расти не будет: клиенты и банки осторожно просчитывают все риски, связанные с кредитованием.

О том, что в ближайшее время  ставки по кредитам для малого бизнеса будут расти, в один  голос заявили все банкиры, со бравшиеся в «Деловом Петербурге»  за круглым столом. На рынке все больше неопределенности: кого кредитовать,  под какую ставку, с каким залогом. И, несмотря на то что недвижимость является одним из приоритетных вариантов залога, стоимость коммерческой недвижимости меняется, и банкиры сталкиваются  с тем, что оценка, которая была актуальна год назад, сегодня не актуальна. Среди банковских клиентов появляются компании, у которых произошло ухудшение финансового положения в связи с замедлением темпов роста экономики. В частности, речь идет о клиентах, деятельность  которых сильно зависела от импортного  сырья.

В 2015 году рост рынка не превысит 5–10 %. Банкиры ожидают, что сроки кредитования снизятся, приоритет будет отдаваться кредитам на пополнение оборотного капитала, каким–то краткосрочным инвестициям сроком 1–3 года.

Александр Магеро, директор по работе с ключевыми клиентами филиала «Петровский» банка «Открытие»

В настоящее время наблюдается постепенный рост ставок по кредитам малому бизнесу, что связано прежде всего с внешними факторами. Стремясь повысить свою ликвидность, банки увеличивают ставки по депозитам и наращивают их объем, что приводит к росту ставок и по кредитным продуктам. В нашем банке средняя ставка на сегодняшний день составляет 13–15 % и зависит от бизнеса заемщика.

Сейчас все банки очень внимательно оценивают финансовое состояние заемщиков и залоги по кредиту. В ближайшее время рынок расти не будет, так  как и клиенты, и банки осторожны и тщательно просчитывают все риски, связанные с кредитованием. В начале этого года мы планировали рост на уровне 10–15 %  (в зависимости от видов кредитов и сегментов бизнеса). Сейчас планы не изменились, но стратегия может быть пересмотрена в будущем. Стратегия многих  банков схожа: это прежде всего развитие продуктов, не связанных с кредитованием (РКО, зарплатные проекты, депозиты  и т. д.), и предоставление различных видов  дополнительных услуг (валютные операции, сопровождение внешнеэкономической деятельности, дистанционное управление счетом и т. д.). Банки также делают ставку на развитие партнерских отношений с уже существующими клиентами  и разрабатывают для них различные программы лояльности.

Светлана Васильева, менеджер управления продаж малому бизнесу Северо–Западного банка Сбербанка России.

Уровень процентных ставок по кредитам малому бизнесу в Сбербанке зависит  в первую очередь от финансового положения и обеспечения по кредиту. Например, кредит на пополнение оборотных средств  при хорошем финансовом положении может быть предоставлен по ставке 13 % годовых.

Среди наших клиентов есть компании, у которых произошло ухудшение финансового положения в связи с замедлением темпов роста экономики. В частности,  мы работаем с клиентами, деятельность которых сильно зависела от импортного сырья. У них действительно сейчас есть потребность в изменении условий кредитования, для того чтобы перепрофилироваться на наших внутренних поставщиков. Мы стараемся с ними работать на индивидуальной основе и предоставлять им возможность льготного обслуживания кредита, рассматриваем возможность  реструктуризации.

В любой отрасли каждого клиента мы  анализируем индивидуально: если это  торговая компания, не значит, что она получит кредит с большей вероятностью, чем производственная компания. Более настороженно мы относимся к строительству и лесозаготовкам, но при определенных условиях кредитование компаний данных отраслей возможно.  

Станислав Сысоев, директор департамента по работе с клиентами банка SIAB.

Сейчас перед банковским рынком стоят достаточно серьезные вопросы, потому как есть неопределенность, кого кредитовать, какая отрасль является надежной, применим ли отраслевой подход, на какой срок, какой горизонт планирования  в отношении предприятия и его финансовой устойчивости можно для себя считать приемлемым и по какой ставке. Сегодня недвижимость является одним из приоритетных вариантов залога. Но тут есть определенные подводные камни: в ряде случаев речь идет о залоге коммерческой недвижимости. Стоимость  ее меняется, и сейчас мы сталкиваемся  с тем, что оценка, которая была актуальна год назад, сегодня не актуальна. Так, тенденция, которая видится в настоящее время, — это ужесточение подхода к оценке залога, применение более высоких поправочных коэффициентов, более  высоких дисконтов. Возможно, стоит ввести более регулярный мониторинг в течение срока действия кредитования, например ежеквартальный или раз в полгода, для того чтобы в случае существенного изменения цены залога клиент либо  укре пил залоговую массу, либо погасил  эту дельту.

Ставки вырастут, сроки кредитования  снизятся, и приоритет будет отдаваться  кредитованию на пополнение оборотного капитала, краткосрочных инвестиций  сроком 1–3 года.

В 2014 году прогнозирую умеренный  рост, в пределах 10 %. При этом планируется постоянно мониторить нашу ситуацию в плане соблюдения всех коэффициентов, и в первую очередь ликвидности, для того чтобы поддерживать баланс  на приемлемом уровне. В 2015 году ожидается умеренный рост, осторожная, взвешенная политика с учетом происходящей ситуации. Слово «взвешенная» станет ключевым в 2015 году.

Александр Хайкинсон, директор департамента малого и среднего бизнеса  петербургского филиала Промсвязьбанка.

Явления в экономике, которые происходят последние полгода, скорее усилились,  а не появились. Снижение ВВП в стране  и в целом спад деловой активности наблюдались в течение прошедших полутора лет с разной интенсивностью.  Но Промсвязьбанк не прекращает кредитование компаний малого и среднего бизнеса (МСБ), и нет планов снижения объема в данном сегменте. Однако, если в начале года мы прогнозировали рост на 15 % (оптимистичные  сценарии были до 20 %), то, исходя из нынешних реалий, видно, что рост не превысит 5 %. Средняя ставка растет: сегодня она составляет от 13 %. То есть кредиты  ниже 13 % компаниям сегмента МСБ найти в Петербурге достаточно сложно.

Промсвязьбанк очень взвешенно подходит к вопросу кредитования предприятий: с начала 2013 года мы сегментирвали компании и ввели программу риск–ориентированного подхода. Наше предложение сегодня формируется в зависимости от таких параметров, как кредитная история, залог, определенные финансовые показатели, кредитная  нагрузка и т. п. В итоге для хороших клиентов с устойчивым финансовым положением, залоговой базой кредит по процентной ставке  становится ниже, и это позволяет качественным заемщикам в целом сократить процентную ставку. В 2014 году в сегменте кредитования  малого бизнеса сложно прогнозировать  рост рынка больше 5–10 %. В то же время  для Промсвязьбанка рост именно кредитного портфеля — не самоцель.  

Мы строим работу, исходя из комплексной поддержки обслуживания предприятий малого и среднего бизнеса, которым нужен полный спектр услуг банковских услуг — начиная от расчетно–кассового обслуживания до инвестиционного кредитования.

Александр Питкянен, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого и среднего бизнеса.

У нас существует программа поддержки малых предприятий, к которой мы подключили и средний бизнес. Основная деятельность — это предоставление поручительств по кредитным договорам; максимальный объем ответственности  для производственных компаний, предприятий сферы услуг и инновационных  компаний — 50 % и до 20 млн рублей. По торговым организациям мы также предоставляем поручительства, но здесь  объем ответственности снижен до 40 %,  а сумма ограничена 15 млн рублей.

С 2007 года фонд предоставил поручительства за более чем 2,6 тыс. заемщиков на общую сумму около 10,5 млрд рублей,  что позволило предпринимателям привлечь кредиты на сумму около 26 млрд рублей.  На 2015 год у нас в планы входит развитие совместной работы с Федеральным  агентством кредитного обеспечения, созданным в этом году. Сейчас мы находимся в стадии подписания соглашения. Работа с агентством  позволит представлять поручительства по кредитам малому и среднему бизнесу  уже до 100 млн рублей: 80 млн будет предоставлять агентство в рамках совместной работы, 20 млн — гарантийный фонд  Петербурга.  

Татьяна Савина, замдиректора Северо–Западного регионального центра Райффайзенбанка по розничному бизнесу.

После того как Центробанк РФ отозвал лицензии у ряда банков, предприниматели стали тщательнее оценивать потенциальных партнеров и отдавать предпочтение крупным банкам, имеющим надежную репутацию на рынке.  Райффайзенбанк столкнулся с притоком клиентов и ростом спроса не только на кредитные продукты, но и на классические — открытие счетов и расчетно– кассовое обслуживание (РКО). В 2014 году микробизнес станет ключевой точкой  роста банковской отрасли и по итогам года продемонстрирует рост в пределах 17 %, главным образом благодаря развитию  беззалоговых кредитов и адаптации розничных технологий. Отчасти это связано со скоростью принятия решения по заявке клиента и с упрощением процедуры  его выдачи по кредитам микробизнеса. Кроме того, в 2014 году мы также наблюдаем рост спроса на предоставление банком гарантий для субъектов малого бизнеса, что связано с новой редакцией ФЗ № 44.  

В текущих рыночных условиях, когда доверие к контрагентам падает, компании ищут дополнительные инструменты  защиты исполнения обязательств. Хотя  ранее гарантии традиционно были классическим продуктом для средних и крупных клиентов.

Ксения Кожухова, вице–президент, руководитель службы развития  малого и среднего бизнеса БФА Банка.

До конца года стоит ожидать умеренного прироста портфеля кредитов малому  и среднему бизнесу (МСБ), на уровне 4–8 %, с учетом необходимого времени на «перезагрузку» финансового и реального секторов экономики, связанных с макроэкономической ситуацией в стране. Снижение спроса можно ожидать за счет переноса  новых проектов, за исключением проектов, связанных с импортозамещением, где потребность может оставаться достаточно высокой. Малый бизнес исторически подтверждает свою выживаемость в кризисных условиях за счет близости к потребительскому рынку и гибкости к изменяющимся условиям, поэтому остается одним  из перспективных сегментов для банков.  Однако риск–менеджмент в этой сфере  может измениться в сторону повышения  требований и к платежеспособности клиентов, и к залогам. Во всяком случае,  до стабилизации ситуации на рынке.

Ожидаемый рост ставок по кредитам МСБ пропорционален изменениям  на рынке привлечения вкладов, обусловленным ростом инфляции, обесцениваем рубля и сжимающейся ликвидностью. Таким образом, в ближайшее время рост  ставок на 2–3 % вполне ожидаем и может  продолжится до стабилизации ситуации  на финансовых рынках.

Евгения Ахремчик, руководитель направления по работе с малым и средним бизнесом банка «Санкт–Петербург».

Одной из важных тенденций кредитования в России в 2014 году является постепенное повышение процентных ставок по кредитам. В среднем уровень процентных ставок по банкам за последнее полугодие вырос на 0,5–3 % годовых. Ставки по кредитам в банке «Санкт–Петербург» устанавливаются в индивидуальном порядке. Кредитный портфель в сегменте малого бизнеса по итогам первого полугодия 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года вырос на 10 %. Рост кредитного портфеля в данном сегменте произошел в основном за счет развития в банке продуктового ряда экспресс–кредитов. С учетом сокращения количества субъектов малого бизнеса, а также сокращения количества новых качественных заемщиков происходит сужение  рынка и, как следствие, усиление конкурентной борьбы между банками. Одним из важных конкурентных преимуществ является качество управления рисками  и качество предоставляемых банками услуг своим клиентам, которым важны скорость и удобство получения средств.

Давид Читчиян, управляющий дополнительным офисом «Черная речка» ЮниКредит Банка.

Несмотря на непростую экономическую ситуацию, банк продолжает быть надежным партнером для клиентов сегмента МСБ, привлечение и качественное обслуживание которых является нашей стратегической задачей на 2014–2015 годы. На сегодняшний день основными клиентами банка сегмента малого и среднего бизнеса являются производственные и торговые предприятия, организации общественного питания, транспортные компании и представители других отраслей. Наш портфель достаточно диверсифицирован. Из числа отраслей, требующих повышенного внимания в текущей рыночной ситуации, можно выделить капитальное строительство, продажу автотранспорта. Также сейчас мы более пристально анализируем компании, специализирующиеся на ввозе в Россию сельхозпродукции.

Автор: Анастасия Иванова
Источник:Деловой Петербург, "Мал бизнес, да дорог", 30.10.2014