выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

А теперь мы идем к вам

16.05.2013Бизнес (5669)
Выселением незаконных арендаторов городских помещений и земли теперь занимается СПб ГБУ «Центр повышения эффективности использования государственного имущества». Его руководитель Алексей Дмитриев, обобщив свой опыт, рассказал, во сколько городу обходятся сносы, как строится работа, и описал типичного захватчика.

Не все знают, что в Петербурге появилась городская структура, которая занимается освобождением государственного имущества от незаконных арендаторов. Расскажите, что она из себя представляет и как ведется работа, по этапам.


— Мы работаем при КУГИ, учреждение создано городским правительством 28 января 2011 г. Основная задача, которую нам поставили, — контроль за использованием имущества, принадлежащего городу.


Как мы работаем. Первым делом районное агентство КУГИ совместно с районной администрацией выявляют объект — незаконно используемый участок или помещение, после чего они готовят всю необходимую документацию и направляют информацию нам в виде официальной заявки о необходимости освобождения имущества. Затем мы начинаем собственно само выселение. Сначала наши сотрудники вручают предпринимателям официальное уведомление о необходимости съехать в добровольном порядке, в конкретный срок. Если этого не происходит, мы направляем письма в районные администрации, отделы полиции, КУГ И о выделении нам представителей. Создаем рабочую группу, собираемся все вместе, выезжаем на адрес, получается такая городская комиссия. На мес-те мы выселяем незаконных аренда-торов, их имущество описываем, демонтируем и вывозим на склад временного хранения. Освобожденные объекты возвращаем городу.


Действуем мы в порядке ст. 12 – 14 Гражданского кодекса РФ — защи-та гражданских прав (самозащита гражданских прав) — путем применения способа защиты нарушенных прав во внесудебном порядке.


А как КУГИ разбирался с проблемными объектами прежде?


— Раньше процедура была иной: в судебном порядке подавалось исковое заявление о выселении конкретного предпринимателя с городской территории, а после судебного решения выдавался исполнительный лист. В настоящее время по большинству объектов, которые сейчас у нас в работе, исполнительные листы действуют уже 3 – 4 года. Есть и по 6 лет, и никаких производственных действий не происходит! Как эксплуатировал незаконно предприниматель городское имущество, так и эксплуатирует.


Бизнесмены прибегают к различным хитростям: быстро меняют юридическое лицо, сдают землю и помещения в субаренду. Одним словом, препятствуют судебным приставам, которые работают в точности по исполнительному лицу, кто указан в нем — того они и должны выселить. А в нашем случае процедура немного другая: мы не делаем привязку к конкретному ООО, а освобождаем адрес, указанный в заявке районного агентства КУГИ. Если у пользователя государственной собственности нет на то правоустанавливающих документов, он должен освободить объект и передать городу. Вот и все уравнение. Все расходы, понесенные нами по сносу или демонтажу, мы взыскиваем с недобросовестных предпринимателей в судебном порядке.


С цветами, конечно, нас не встречают. Угрожают, привлекают, так сказать, ребят с темным прошлым, пытаются задействовать административный ресурс. Бывают случаи, когда захватчики после получения первого уведомления съезжают сами. Но в 80 % случаев предприниматели–нелегалы надеются до последнего на то, что смогут продолжить работать, как и прежде.


Сколько город потратил на выселение нерадивых арендаторов и какую часть от этого объема удалось компенсировать?


— За 2012 г. на проведение демонтажных работ потребовалось около 20 млн рублей. Взыскать удалось более 1,5 млн рублей. Но в прошлом году в общей сложности мы освободили 271 объект и, по приблизительным подсчетам КУГИ, при возврате в оборот этих помещений и земельных участков у города появилась возможность получить в бюджет около 140 млн рублей при сдаче их в аренду снова.


Какой опыт по работе с незаконными арендаторами есть в других регионах России? Как складывается судебная практика?


— Пока аналогов по деятельности нашего учреждения в России нет, но подобные структуры планируют создавать и в других регионах страны — к нам уже обращалось за консультацией руководство различных структур столичной администрации, а также из других городов.


Некоторые бизнесмены, не согласные с нашими действиями, обращаются в суд, однако вся судебная практика складывается в нашу пользу. На настоящий день мы не проиграли ни одного суда как по возмещению убытков, так и по отстаиванию законности нашей деятельности! Так, месяц назад мы выиграли суд в Федеральном арбитражном суде Северо–Западного округа у ООО «Магазин Купцов Елисеевых».


Сколько участков и помещений в Петербурге на сегодня занято незаконно? По каким объектам больше всего нарушений?


— Сейчас в работе около 600 объектов, как земельных участков, так и помещений. Однако показатели постоянно удваиваются — заявок от районных агентств приходит ежедневно все больше и больше. В целом количество поступающих заявок на освобождение земли в 3 раза больше, чем на объекты нежилого фонда.


Опишите портрет такого арендатора, обобщив уже имеющийся у вас опыт. Кто это, чем занимается, какую площадь занимает?


— Среди нарушителей большое количество выходцев из Средней Азии. Как правило, это разрозненные точки, занятые малым бизнесом. При этом места такие предприниматели выбирают с хорошей проходимостью, за аренду земли, свет и прочее городу не платят. В нашей практике был случай, когда один бизнесмен захватил сразу 30 земельных участков. По величине объектов сделать обобщение сложнее — каждый случай индивидуален. Недавно освобождали земельные участки под стоянками площадью несколько тысяч квадратных метров. В Московском районе в этом году снесли объект площадью 5 тыс. м2 — разобрали огромное двухэтажное капитальное строение, хотя изначально земля была передана под «времянку».


Часто незаконно землю занимают павильоны, используемые под общепит, обычно это 25 – 50 м2, но бывает и 100 м2. Если говорить об объектах нежилого фонда, то их площадь, как правило, более 100 м2.


А что вы скажете об автолавках? Некоторые производители жалуются, что конкуренцию их объектам, долго и мучительно согласованным, составляет целая армия нелегалов. Поймать их почти невозможно — чуть что, они поддают газу и скрываются.


— С ними сложнее. Участок освободить мы можем, а прекратить их работу по данному адресу — нет, так как при нашем появлении машина уезжает, а потом возвращается вновь.


Что происходит с объектами на воде?


— В 2012 г. мы освободили участок Адмиралтейской наб. от незаконно расположенного на нем плавучего ресторана «Кронверк». У арендаторов перед городом образовалась задолженность по арендным платежам на 2 млн рублей. Кстати, до этого практики по освобождению набережных в России не было, это первый такой случай. Вся операция заняла полгода. Провели целый комплекс работ, конкурс организовали — нашли специализированную организацию, которая изучила грунты. Сейчас работаем над выселением плавучего ресторана «Парус» со Ждановской наб. Случай интересный, конечно. Место легендарное — работают с 1960 – 1970–х гг., но задолженность по аренде достигла 1,5 млн рублей. При этом прибыль владельцами извлекалась неплохая — снаружи объект сдавался под рекламу, а внутри — пересдавался в аренду. Выезжать хозяин отказался и вот что придумал. Получив уведомление с датой нашего визита, предприниматель к этому подготовился: трап убрал, а само судно подтопил. Мы ничего не смогли сделать: для организации, выигравшей конкурс на буксировку, ситуация усложнилась, нужно было сначала откачать воду, а это уже совсем другие деньги. Одним словом, до окончания навигации мы не успели, но коммерческую деятельность прекратили. С началом навигации мы вновь плотно занялись буксировкой «Паруса». Пока проблемных объектов на воде не так много, но я думаю, вскоре их количество увеличится.


Сколько времени занимает освобождение объекта?


— Это конечно же зависит от его размера. В среднем требуется от месяца до трех. Если объект малогабаритный, то можно управиться за 2 – 3 дня.


Можете вспомнить любопытные примеры?


— В 2012 г. мы освободили землю под торговым комплексом «Интеграл» возле станции метро «Академическая» — теперь участок передан под городскую перехватывающую стоянку. На Долгоозерной ул. освободили участок площадью 7 тыс. м2. Землю затем получила местная православная организация, потому что исторически эта земля принадлежала Русской православной церкви. Недавно снесли крупную незаконную постройку на территории Рощинского сквера в Московском районе.


Кто занимается освобождением земли, занятой летними террасами?


— Этот вопрос как раз в нашей компетенции. И вот здесь для нас непаханое поле работы! Самозахват процветает. Хорошо в прошлый сезон поработали в Московском и Центральном районах — заявки шли потоком. Например, расчистили Малую Садовую ул.


Какие районы в городе лидируют по нарушениям: где больше всего помещений и земли занято нелегально?


— Это зависит от администраций районов, от того, как часто они проводят совместные выезды и выявляют подобные случаи недобросовестного предпринимательства. Заявки поступают от всех районов, но есть лидеры — один район направил в наш центр 170 заявок.


Какие горячие точки в Петербурге на сегодня есть?


— Много торговых зон, очень много. По Крестовскому острову масса заявок, в этом году примемся за них. С начала 2013 г. мы передали городу 100 объектов, в ближайших планах еще несколько сотен. Пока в среднем мы освобождаем по одному объекту за рабочий день.

Автор: Инна Шубина
Источник:Деловой Петербург, "А теперь мы идем к вам ", 16.05.2013