выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Как происходит зачистка арендаторов

21.11.2013Аренда (1010)
Снос и освобождение помещений от незаконных съемщиков происходит, когда КУГИ надоедает ждать.

Центр повышения эффективности использования государственного имущества при КУГИ наращивает скорость работы: за неполный 2013 год от незаконных арендаторов освобождено 533 объекта — в 2 раза больше, чем в прошлом году, из них 47 — объекты нежилого фонда и 486 — земельные участки. Когда договор аренды иссякает, арендаторы считаются незаконными, но не съезжают в надежде продлить договор на участок или помещение. Несмотря на законность работы центра, его действия вызывают обеспокоенность бизнеса.

Эксперты считают, что центр повышения эффективности нужен городу: служба судебных приставов зачастую не справляется с выселением нарушителей договора аренды. Но методы работы центра, по мнению бизнес–сообщества, негативно влияют на имидж Петербурга. Кроме того, не учитываются затраты. Например, снесенные минувшим летом нестационарные торговые центры около станций метро «Купчино» и «Приморская» стоили несколько миллионов рублей на этапе строительства, а затем и на этапе демонтажа. Снос ТК на Железноводской ул., так и не введенного в эксплуатацию, обошелся городскому бюджету более чем в 5 млн рублей.

Неосведомленность субарендаторов — не менее важная проблема: они зачастую даже не знают, что помещение, арендуемое «у владельца», находится в городской собственности, а когда приходит уведомление о выселении, арендатор уверяет бизнесменов, что он со всеми договорится. Например, ИП, торговавшие в снесенном ТК «Звездный», были уверены, что разрушение пост ройки заказано соседним комплексом и что вместо законно го освобождения участка они наблюдают рейдерский захват. Яна Боровицкая, координатор Ли ги арендаторов госимущества, считает, что таких ситуаций можно избежать, во–первых используя более мягкие методы вы селения, а во–вторых — повышая правовую грамотность предпринимателей. «В работе центра нужна открытость, нужны встречи с предпринимательским сообществом, — поясняет специалист. — До субарендаторов необходимо донести, что если договор у арендатора закончился, то лучше найти другое помещение».

Кафе «Тархун» на Лиговском пр. выглядит вполне типичным для Петербурга заведением: снаружи — яркая вывеска, внутри — подсвеченная барная стойка, стулья со слезающей краской и табличка «Шаверма за 130 рублей». Утром в тесном помещении стояли сотрудники центра, полицейские из местного отделения (на случай сопротивления) и сотрудники «Ленэнерго», которые пришли отключать свет. Договор аренды владельца этого кафе — ООО «Циркон» и КУГИ закончился еще 27 мая 2010 года — об этом рассказывает представитель центра Максим Воронцов. По решению арбитражного суда аренда тор должен был освободить помещение. Затем были несколько апелляционных и кассационных исков, но суд решения не изменил, а за это время задолженность арендатора перевалила за 700 тыс. рублей. Послед нее уведомление, которое сотрудники центра при несли в кафе, предписывало арендатору выехать до 6 часов вечера 15 октября. И вот, спустя месяц, КУГИ надоело ждать.

Мы проходим вглубь помещения. Арендатор по ка не приехал, девушка (по всей видимости, и официантка, и повар кафе) то и дело звонит ему, что–то быстро говорит по–азербайджански. Забарной стойкой — узкий проход в кухню, перегороженный холодильником. Кухня напоминает не самую опрятную коммунальную квартиру: на плите стоит кастрюля с борщом, по стенам развешены сероватые полотенца. Еще дальше по коридору — несколько очень маленьких жилых комнат. В одной из них — покосившийся стол, кальян и грязные полотенца, дальше — несколько матрасов и покрывал. Общая площадь помещения — 150 м2. Примерно через 20 минут сотрудницу кафе, которая, в общем, довольно безразлично относится к происходящему, просят уйти, чтобы начать описывать имущество.

«Все это отвезут на склад временного хранения», —объясняет сотрудник центра.

Когда надежда встретить арендатора иссякает, появляется молодой человек, которого сначала принимают за посетителя и не хотят пропускать. Человек никак не представляется, но говорит, что выселять обещали только завтра. На предложение рассказать историю со своей точки зрения человек с улыб кой отвечает, что он вовсе не хозяин, он племянник, его сюда прислали забрать вещи. Зовут его Али. Али дали время на сборы, после чего дверь кафе «Тархун» опечатали. Помещение освободилось для нового арендатора.

По данным сайта Высшего арбитражного суда, на ООО «Циркон» подано четыре иска, все с отрицательным для ответчика результатом. Ответчиком в одном из процессов компании выступает Джалилов Р. А. оглы, но на одном из сайтов петербургских ресторанов в качестве ген директора кафе указан Габил Алиев.

«Мы работаем по заявке КУГИ и кадастровому но меру, — рассказывает Мак  сим Воронцов, — нам не так принципиально, кто находится в помещении — арендатор или субаренда тор». Арбитражный управляющий Андрей Голубков отмечает, что, хотя центр повышения эффективности не обходим, теоретически та кую организацию удобно использовать в качестве инструмента захвата помещения. «Что бы такого не происходило, в спорных случаях нужно привлекать общественные контролирующие организации, — добавляет эк сперт. — В остальных случаях главный аргумент — решение суда. Если арендатор проиграл суд, он, конечно, должен вернуть площадь городу».

Кафе «Тархун» стало 533–м освобожденным объектом за 2013 год. «Какой будет эта цифра к концу го да, точно сказать сложно: в этой работе много нюансов», — сообщает Мак сим Воронцов. На очереди у Центра освобождение участков с торговыми павильонами в Выборгском районе и снос автостоянки в Невском районе.

Автор: Марина Васильева
Источник:Деловой Петербург, "Зачистка арендаторов", 21.11.2013