выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Как помочь малому и среднему бизнесу укажет закон

29.05.2008Бизнес (5669)
Развитие малого бизнеса постепенно становится не только экономической, но и политической задачей, потому что малый бизнес рассматривается как основа среднего класса, с которым в ближайшей перспективе должны отождествлять себя более 60 процентов россиян.

Развитие малого бизнеса постепенно становится не только экономической, но и политической задачей, потому что малый бизнес рассматривается как основа среднего класса, с которым в ближайшей перспективе должны отождествлять себя более 60 процентов россиян. При этом планируется кардинальное изменение структуры малого бизнеса - намечено обеспечить рост малых компаний не только в таких традиционных сферах, как торговля и сфера услуг, но и в здравоохранении, образовании, социальных услугах, в инновациях, в ЖКХ, строительстве и других. Очевидно, что в реализации столь амбициозных задач необходимо участие государства. В целях создания в Москве соответствующей нормативной основы для реализации мероприятий государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на долгосрочную перспективу разработан законопроект, который получил одобрение при рассмотрении на заседании правительства и в ближайшее время будет внесен в Мосгордуму. Действующий сегодня московский закон "Об основах малого предпринимательства" сыграл свою положительную роль в становлении и развитии малого бизнеса столицы. Однако вступивший в силу новый федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства потребовал принятия другого законодательного акта города: необходимо привести региональное законодательство в соответствие с федеральным, а также законодательно закрепить уже наработанные в городе инновационные формы поддержки столичного предпринимательства. Подготовленный законопроект обеспечивает необходимые условия для развития малого и среднего предпринимательства, конкретизируя нормы федерального закона о поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливает гарантии равного доступа субъектов предпринимательства к государственной поддержке, предусматривая меры по защите их прав и законных интересов, устранению избыточных административных барьеров. О плюсах и минусах нового документа рассказал председатель комиссии Мосгордумы по экономической политике и предпринимательству Александр Ковалев: «Принятый в 2007 году федеральный закон о развитии малого и среднего бизнеса и предпринимательства, на мой взгляд, является рамочным. В настоящее время по всем регионам страны идет процесс создания своих законов о малом и среднем бизнесе. При этом регионы, на мой взгляд, ждут закон города Москвы в качестве образца. Это, безусловно, накладывает на нас дополнительную ответственность, и я уверен, что мы с этой задачей справимся». В пояснительной записке к проекту закона говорится о том, что в сравнении с действующим законом города Москвы от 28 июня 1995 года N14 "Об основах малого предпринимательства в Москве" законопроект детально регламентирует виды поддержки, оказываемой в установленных федеральным законом формах, определяет источники средств и ресурсов поддержки и государственной помощи, полномочия, ответственность, функции, порядок отчетности органов власти по вопросам предоставления поддержки и государственной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства, устанавливает условия деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, координационных совещательных органов в области малого и среднего предпринимательства, а также межведомственных комиссий по административным барьерам. Так что представленный проект нового закона вбирает в себя накопленный за прошедшие 12 лет опыт поддержки малого предпринимательства со всеми его плюсами и минусами. Шаг вперед в проекте, безусловно, присутствует. Так, очень существенным шагом вперед может быть признано положение проекта закона, запрещающее продажу переданного организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, государственного имущества города Москвы, переуступку прав пользования им, передачу прав пользования им, в том числе в залог, внесение прав пользования таким имуществом в уставной капитал любых организаций. Но есть ряд вопросов, на которые следует обратить внимание при доработке законопроекта. Проект московского закона, как и федеральный закон, крайне слабо различает специфику поддержки среднего предпринимательства. Малое и среднее предпринимательство различаются по вводимым федеральным законам критериям и этим все исчерпывается. Среднее предпринимательство существенно отличается от малого и тем более мельчайшего по своим потенциальным возможностям. Среднее предпринимательство по своей природе обладает более высокой степенью свободы в хозяйственной деятельности, оно не так беззащитно перед произволом властей, перед недобросовестными конкурентами, как малое предпринимательство. Если малый бизнес по своей природе ориентирован на местный рынок, для среднего обычным является ориентация на межрегиональное сотрудничество, крупные региональные и общенациональные рынки. Желательно в московском законе, можно сказать, эталонном региональном законе, специфику поддержки среднего бизнеса учесть в максимальном размере, говорит А.Ковалев. «Необходимо уточнить выделенные в проекте закона основные цели государственной политики города Москвы в области развития малого и среднего предпринимательства, то есть дать более ясное определение того, зачем городу поддерживать малый и средний бизнес. Отмечу, что в федеральном законе цели поддержки маловразумительны. В проекте московского закона первой целью политики провозглашается повышение эффективности рыночных отношений и постоянный рост социально ориентированной рыночной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения», - отмечает Ковалев. По его мнению, нужно более четко и понятно сказать, при чем здесь малый и средний бизнес. Нужно прямо связать цели политики с социально-экономическими функциями современного малого бизнеса, а главные среди них - инновационность, решение социальных проблем, создание новых рабочих мест, формирование конкурентной среды в экономике, оптимизация соотношений между крупным, малым и средним бизнесом в структуре экономики. «Малый и средний бизнес выполняет особые функции, которые крупный бизнес не может выполнять в принципе. Это обязательно нужно прописать в нашем законе, иначе постоянно "висит" вопрос: а зачем вообще поддерживать малый и средний бизнес? Может, он вполне может развиваться на общих основаниях, как и крупный? Кстати, лоббисты крупного бизнеса именно так и считают», - уверяет А.Ковалев. В законопроекте должно быть четко определено, что самое главное в московской политике поддержки и развития малого и среднего предпринимательства - это соответствие мер и форм поддержки и развития малого и среднего предпринимательства реальным потребностям социально-экономического развития города. «В проекте городского закона, как и в федеральном законе, стоит задача увеличения количества субъектов малого и среднего предпринимательства. И сразу возникает вопрос: до какой степени увеличивать? У нас сегодня свыше 200 тысяч малых предприятий. Это много или мало? Если учесть, что в соответствии с законом численность работников на малом предприятии составляет до 50 человек, то на этих предприятиях уже сегодня может работать все население города Москвы. Увеличение количества не может быть самоцелью. На какой-то стадии насыщения увеличивать количество будет совершенно ни к чему. Есть у меня и другие замечания к представленному тексту, однако в целом проект московского закона о развитии малого и среднего предпринимательства создает благоприятное впечатление, а все недостатки можно устранить в процессе дальнейшей работы над документом», - заключил А.Ковалев.