выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Матвиенко попросила за малый бизнес

31.03.2010союз МП (145)
Упоминание о НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" в средствах массовой информации (СМИ)

Владимир Путин поручил Минфину и Минэкономики разобраться с налоговой проблемой, которая тормозит малую приватизацию — выкуп малым и средним бизнесом помещений, арендуемых у местных властей. В самом Минфине, однако, заявляют, что данные проблемы надуманны и не намерены ничего менять. Тем не менее, эксперты и предприниматели в интервью «В кризис.ру» рассказали, что не только налоговые трудности, но и многие другие вопросы в этой сфере мешают нормальной работе бизнеса.


Основанием для обращения премьер-министра в Минфин стало письмо от губернатора Петербурга Валентины Матвиенко, в котором она отметила, что введение обязанности предпринимателей уплачивать НДС с суммы выкупа "стало заградительным барьером" на пути "малой приватизации". По информации «Ъ», в письме Валентины Матвиенко в адрес Путина сообщается, что эта норма, в частности, привела к увеличению стоимости имущества, выкупаемого бизнесом у властей на 18% (размер ставки НДС).


Напомним, что закон о преимущественном праве предприятий малого и среднего бизнеса на выкуп у местных властей арендованных помещений был принят в 2008 году. Однако приватизация «массовой» не стала. В один из "антикризисных" законов, принятых Госдумой в конце 2008 года, Минфин включил поправку в Налоговый кодекс (НК) о том, что с 1 января 2009 года реализация имущества государственной и федеральной казны подлежит обложению НДС. При этом обязанность уплаты налога возлагается на самого покупателя как на налогового агента.


НДСом по бизнесу


Как отметил «В кризис. Ру» исполнительный директор НП «Союз малых предприятий Санкт-Петербурга» Владимир Меньшиков, в процессе выкупа арендованных помещений, малый бизнес сталкивается с рядом трудностей, которые можно разделить на два блока.


«Во-первых, имеются чрезмерные финансовые затраты. Помимо обязанности уплаты НДС, предприниматели порой сталкиваются с завышенной ценой объекта по сравнению с рыночной стоимостью помещения. Особенно данная проблема была актуальной в начале финансово-экономического кризиса, когда оценка помещения ГУП «ГУИОН» основывалась на докризисных показателях. Сейчас ситуация в общем выравнивается, но предприниматели продолжают ждать более выгодной стоимости и не спешат пользоваться законным правом приватизации. Во-вторых, существуют процедурные сложности в выкупе помещений, не имеющих прямого входа с основных городских магистралей, и в приватизации части арендованного помещения с разделением кадастров», - пояснил господин Меньшиков.


Меньшиков уверен, что в пост-кризисных условиях дополнительные финансовые затраты в виде НДС препятствуют приобретению субъектами малого и среднего предпринимательства недвижимого имущества, находящегося в собственности казны РФ. И это может привести к ликвидации деятельности многих предпринимателей, потере рабочих мест, снижению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого и среднего предпринимательства. Кроме того, недвижимое имущество останется у государства, зачастую являющегося не самым эффективным собственником.


«С позиции малого предпринимательства логично отменить уплату НДС для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как при реализации приоритетного права выкупа, так и при участии в торгах на выкуп государственного и муниципального имущества. Очевидно, что этот шаг ни в коей мере не вызовет уменьшение налоговых поступлений от малого бизнеса в бюджеты всех уровней, а, возможно, приведет к их увеличению за счет роста налогов от активно развивающегося малого бизнеса и налога на имущество. Тем более что за кризисный 2009 год малые предприятия Петербурга показали значительный рост налоговых отчислений, в отличие от организаций других сфер», - заключил Меньшиков.


По словам координатора Лиги арендаторов Петербурга Яны Боровицкой, уплата НДС с суммы выкупа совсем не обязательно означает «затормаживание» деятельности малого бизнеса. 


«Просто-напросто это лишние деньги, которые предприниматели не хотят платить. У нас есть общая система налогообложения, а НДС – это косвенный налог. Если налог косвенный, то после уплаты его предпринимателями, им дают право выкупа, а они или переведены на ЕНВД или на «упрощенку». И в соответствии с налоговым кодексом, данное уплаченное НДС к вычету они представить не смогут, потому что этого не предусматривает наш налоговый кодекс. По сути дела, идет переплата за объект недвижимости и повышение стоимости объекта. Основная проблема для предпринимателей в этой связи - это оценка объектов недвижимости, потому что в условиях кризиса, для основной массы бизнесменов сложно найти свободные лишние деньги».


По словам Боровицкой, предприниматели хотят, чтобы при оценке объектов недвижимости учитывались и условия, которые связаны с общеэкономической обстановкой сейчас, тем более что оценка должна предусматривать возможности покупательской способности, а не только желание продавца.


Проблем больше, чем кажется


Наряду с вышеперечисленными трудностями, у малого бизнеса Петербурга есть и немало других проблем в сфере выкупа помещений. К примеру, неразрешимая для многих ситуация с ипотечным кредитованием. По мнению госпожи Боровицкой, воспользоваться предприниматели им не смогут. И происходит это потому, что единицы из всех предпринимателей сегодня в состоянии будут подтвердить свою финансовую состоятельность. А если бизнесмен не сможет этого сделать, то даже под залог собственности банк не выдаст кредит.


Именно по этой причине закон о выкупе создавался в свое время с условием рассрочки платежа и выпадающих доходов бюджета. Но и с этим все, увы, все не так гладко, поскольку сроки предусмотрены слишком маленькие. Бизнесмены часто просто не в состоянии рассчитаться по этим траншам. Впрочем, проблему эту осознают и городские власти – комиссия ЗакСа уже выступила с инициативой увеличить период рассрочки.


Но и это еще не все. Как отмечает Яна Боровицкая, на сегодняшний день ситуация сложилась следующая: одним предпринимателям можно, но они не хотят, так как у них нет денег, а другие хотели бы, но им не дают возможность. Вторые страдают из-за того, что объекты недвижимости, которые они хотели бы приватизировать, не входят в перечень подлежащих приватизации.


«Необходимо, чтобы у нас в городе и стране соблюдался баланс интересов города и бизнеса, покупателя и продавца. Ясно, что город не может бесплатно раздать все объекты бизнесу, но нужно быть реалистами и соотносить ситуацию с общеэкономической ситуацией в стране», - заметила Боровицкая. 


Говорит бизнес


Редакция «В кризис. Ру» связалась с несколькими предпринимателями, работающими в Петербурге и спросила их мнение по данному вопросу.


Светлана Сухарова, генеральный директор ЗАО «Аис»:


- Мы хотели выкупить помещение, но не вошли в перечень приватизации, так как у нас помещение более 500 метров. Но если мы бы и вошли, то не потянули бы по деньгам, поскольку  очень небольшое время рассрочки платежа. Сейчас мы работаем в убыток. В свое время подняли стоимость аренды и сейчас ценник не опускают. Мы и сейчас хотим выкупить помещение, но решили пойти другим путем – сначала произвести реконструкцию помещения, а потом его выкупить. Но чтобы сделать реконструкцию, нам необходимо  приостановить деятельность на некоторое время, а у нас и так нет прибыли – все уходит на аренду (500 тыс. руб), коммуналку, зарплату».


Дмитрий Тимошин, генеральный директор  ООО «Студия Дизайн»:


- Наш объект не попадал в перечень приватизации, однако  цены все равно сумасшедшие. НДС нам «делает цену» если бы его не было, то выкупить помещение было бы гораздо проще».


Антонина Ануфриенва, генеральный директор ООО «Гранд»: 


- Необходимо увеличение периода рассрочки, без этого очень сложно выжить. Все очень дорого, и само помещение в короткие сроки не выкупить. Я столкнулась с проблемой, когда была просто не в состоянии выкупить помещение в два года рассрочки. Банки предлагают кредиты, но ставки высоки и неоправданны. Если бы власти увеличили срок рассрочки, то в казну города денег бы пошло гораздо больше.


 


Карина Белоусова, «В кризис.ру»