Англичане пили его для храбрости, а французы напились так… — на этом самом интересном месте официантка Юлия неожиданно прерывает свой исторический экскурс. Впрочем, с учетом того, что новый паб называется Waterloo, печальные последствия французского пьянства понятны без слов.
Все помнят битву при Ватерлоо, слушали песню "Ватерлоо", очень многие ходили по мосту Ватерлоо, сама же деревня Ватерлоо известна много менее. Между тем этот населенный пункт находится в 15 км к югу от Брюсселя, поэтому логично, что паб Waterloo, появившийся на ул. Рубинштейна, — бельгийский. Создатель паба — Italy Group — уже имел в своем багаже пару чрезвычайно успешных бельгийских заведений — Brugge и Bruxelles, так что появление Waterloo было лишь делом времени.
По внешним признакам сразу ясно, чей он младший брат. Впрочем, у Waterloo, в отличие от предшественников, наличествует просторная крытая терраса. Внутри заведения даже днем густая полутьма, основным источником света служат плазменные панели, большие, как футбольное поле. Интерьер добротно–вневременной: даже будильники здесь не тикают, а всего лишь указывают час, на который забронирован стол. О громком батальном прошлом (кстати, той самой гибельной для Наполеона битве только что исполнилось 200 лет) напоминают военные карты на обоях да золотые эполеты сотрудников заведения.
Официантка Юлия оказалась на редкость толковым пивоводителем, описания сортов она сопровождала наблюдениями из личной практики: "Я раньше не понимала этот ламбик: сводит челюсти от кислоты, и все, просто уши в трубочку заворачиваются". Всего в местной карте напитков больше 20 сортов разливного бельгийского пива (290 – 370 рублей за 0,5 л.), два из которых носят название Waterloo. На фирменном бокале выведено: Beer of Bravery! Попробовав, понимаешь, откуда берется храбрость: даже более легкий вариант, который "варится в самой деревне Ватерлоо в соответствии с оригинальной рецептурой", обладает крепостью 7,5%!
Но основа всех бельгийских заведений Петербурга — не только пиво, но и мидии. Однако в Waterloo они почему–то отсутствуют. По крайней мере пока. Шеф–повар вообще почти целиком отказался от бельгийских специалитетов, за исключением вафель: нет ни льежского салата, ни фламандского рагу, ни ватерзоя! Меню Waterloo совсем коротенькое и почти целиком построено по принципу конструктора. Что поначалу, честно говоря, сбивает с толку. Сначала удивляешься, что картофельный крем–суп и салат "почти оливье" предлагаются всего по 140 рублей. Однако постепенно понимаешь, что и к тому и к другому полагается добавить что–нибудь мясное или рыбное, увеличив цену более чем вдвое. Общая атмосфера в пабе вообще существенно демократичнее цен: блюда здесь подают запросто, можно сказать, по–походному: закуски приносят на газетке (бельгийской), салаты — на деревянных тарелках, а горячие блюда — на алюминиевых подносиках.
Куриные крылышки (370) в кисло–сладком соусе оказались идеальной закуской: чем больше сгрызаешь таких, тем больше хочется пива, и наоборот. "Почти оливье" в сопровождении копченой курицы вышел ужасающе банальным. Самым заметным элементом салата с баклажанами, помидорами и печеным перцем была располовиненная морковка. По составу ингредиентов этот салат — почти аджабсандал, а вот по качественным характеристикам этой знаменитой грузинской закуске он заметно уступал.
Почти все мясо и рыба в Waterloo готовится в коптильне: не учуять этого факта невозможно, даже если бы в меню ничего не было сказано про ольховую щепу и не присутствовали значки с кострами. Густые дымные ароматы расточали и бульон с курицей, и фермерский цыпленок (390) с обжаренным на гриле початком кукурузы (140). Лучше всего вышла копченая треска, про которую хочется сказать: хорошо, да мало.
Льежские вафли (190) и по форме, и по содержанию оказались скорее брюссельскими: та самая знаменитая хрустящая карамельная корочка отсутствовала как класс, да и льежский сироп (90) походил скорее на обычный яблочный сок с мякотью. Однако не только вафлями жив бельгийский паб: в самом верху пивного списка я заметил надпись World Beer Awards 2014. Определенно стоит попробовать.
Ватерлоо – это в честь городка под Брюсселем, где было сражение с Наполеоном, - тараторит заученный спич официантка в наполеоновских эполетах пришитых прямо на футболку. «Italy Group наступает!» - вторит ей серенький плейсмет с профилем бравого французского солдата. И как-то даже неловко расстраивать ребят, напоминая, что для французов там кончилось все плохо. Начистили Боне сопатку англо-германские коллеги и слава его на этом сдулась. Ну да ладно. В наше время такой нейминг даже чем-то символичен. Все лучше, чем совковые фишки английской транслитерацией перевирать.
Тема бренности бытия косвенно реализована и в интерьере с густо закопченными потолками, очерченными белесой патиной стен, простенькой деревяшкой по периметру, нехитрым рамным светом на спотах с одинокой люстрой во главе и парой барных стоек по дороге в сортир. Весьма уютный, кстати. Чего в полной мере не скажешь о залах. Пустовато и сдержанно деталями. ТВ с футболом и фотоавтомат Инстаграм конечно круто, но причем здесь Ватерлоо?
Наверное, чтобы вычурность отделки не отвлекала от гастрономии, это же гастрономический паб, а не пивной бар. С пивом тут, кстати, все ок - 22 сорта средних цен 350 руб./0,5, от невесть как сюда попавшего подмосковного Бланш де Флер за 290 руб., до квадрюпеля от Штраффе Хендрик за 440 руб. А вот «гастрономия» этого гастропаба, мягко говоря, удивила. Гренки, картошка фри с тремя соусами, салат из сезонных овощей, «Почти Оливье», пара супов и бургеров и несколько блюд из коптильни. Интересно, что из них гастро? Наверняка есть какая-то хитрость и за всей этой попсой скрывается что-то уникально гастрономическое. Может это «Почти оливье» за 140 руб.?
– Это простой оливье, но без мяса. За мясо или рыбу нужно еще 160 руб. доплатить, - спускает меня на землю официантка. Та же история и с Картофельным крем-супом (140 руб.). А что делать, беру. Не бургер же за 540 руб. брать или свиные ребра с гарниром за 930.
Ничего особенного, кроме редиски с незачищенным хвостом «Почти Оливье» не обнаружил. Деревянная тарелка с футбольным кличем «Нападай» не в счет. Картофельный суп заметно интересней. Плотная сливочная консистенция и щедрая порция говяжьей грудинки. Хорошо.
Закуской промелькнули 5 куриных Крылышек (370 руб.) в кисло-сладком соусе. Фритюр, но на вкус как тушеные. Неплохо в целом. Корочку бы им поджаристую и подачу приличней. Уж больно они в этой газетке по-сиротски смотрятся. Особенно впятером.
Половина цыпленка горячего копчения (390 руб.). Разумеется, фермерского, других нынче не бывает. Коптильня штука тонкая, тут чуйка нужна и, надеюсь, она скоро появится. Т.к. сейчас этот гербарий в алюминиевом подносе с рваным куском чиабатты напоминает скорее оставленный кем-то бизнес-ланч в столовой, чем блюдо «гастрономического» паба. Гарнир-кукуруза за 140 руб. погоды не меняет. Соус хороший, «сезонные» томаты – гастрономический тепличный пластик.
Финальный аккорд Льежская вафля (190 руб.) плюс два топпинга к ней, Льежский сироп (90 руб.) и Запеченный банан (90 руб.). Вафля в целом удалась, карамельки бы еще чуток и хруста, что и отличает ее от брюссельской. А вот сироп явно не задался – консистенция сока, а не уваренного до густоты яблочно-грушевого сиропа с финиками. И банан лучше бы оставался свежим, ей-богу.
Итого. Наверное, я сам навыдумывал себе каких-то ожиданий. После «Брюгге», после «Брюсселя», после всех этих разговоров о переносах открытия и разработке специального меню. После многообещающей вывески «гастрономический бельгийский паб». Увы. Причем здесь бельгийская гастрономия? Что тут так долго созидали и прорабатывали? Рядовой коммерческий проект с едой-трансформером, рассчитанный на всеядный трафик Рубинштейна, на футбол, на пиво и случайных гостей. И, пожалуй, самый скромный из последних открытий группы. Но, как говорится, у каждого Наполеона должен быть свой Ватерлоо. А у зажиточных может даже и два.