выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Торговцы уходят с Невского

07.10.2016Аренда (1010)
На основных торговых магистралях Петербурга, начавших оживать после кризисного 2015 года, снова отток арендаторов. Взлетевшие за последние три месяца на 8-20% ставки и снижение продаж заставляют ретейлеров и рестораторов искать более доступные варианты.

Впервые за последний год количество закрывшихся магазинов на главных торговых улицах Петербурга оказалось больше, чем открывшихся, — причем сразу на 10%. Впрочем, говорят в консалтинговой компании JLL, освободившиеся площади будут пустовать недолго: их готовы занимать продавцы дорогой одежды и посуды, а также модные гастропабы и рестораны.

Бегство торговцев из топовых коридоров Северной столицы связано в первую очередь с подорожанием аренды: вдохновленные увеличением спроса на площади в начале года, владельцы помещений не преминули поднять ставки. К примеру, для основной части Невского проспекта (до площади Восстания) максимальные платежи за последние три месяца выросли примерно на 8% – с 12 тыс. до 13 тыс. рублей за кв. м в месяц, а на Старо-Невском проспекте на все 20% – с 5 тыс. до 6 тыс. рублей за кв. м в месяц.

«Некоторые арендаторы были не готовы поддержать повышенные ставки аренды, что привело к освобождению ряда объектов в центре города», – объясняет Юлия Корчемная, руководитель направления стрит-ретейла компании JLL в Петербурге. Например, на Невском проспекте закрылись «Кофе Хауз» (дом 69), «Сбарро» (дом 62), салон МТС (дом 64).

Однако наиболее заметное увеличение свободных площадей (на 2,8 процентных пункта, до 10,3%) наблюдалось на Владимирском проспекте. Там прекратили работу, к примеру, универсам «Реалъ», кофейня «Шоколадница», обувные магазины Basconi и Opera. По словам экспертов, именно обувщики до недавнего времени составляли основную массу арендаторов на этой улице. Однако теперь они все чаще предпочитают открывать точки в торговых центрах. Напомним, в конце лета в Петербурге были запущены «Охта-Молл» и вторая очередь «Порт-Находка», что значительно увеличило переложение площадей.

Зато стало больше арендаторов на Среднем проспекте В.О., где спрос на помещения вырос после открытия метро «Василеостровская», а также на Московском проспекте и Садовой улице.

В итоге в третьем квартале 2016 года доля свободных помещений на основных магистралях Петербурга выросла в среднем на 0,6 п.п. – до 7,1%. В структуре закрытий в третьем квартале значительно выросла доля продуктовых магазинов – 15% против среднего показателя в 9%, говорят в JLL. Если в 2015 году — из-за снижения ставок и увеличения числа свободных площадей — продавцы продовольствия активно открывались на основных магистралях и прилегающих к ним улицах, то теперь занялись оптимизацией.

Эксперты прогнозируют, что в ближайшее время Невский проспект и другие центральные улицы также недосчитаются точек по продаже янтаря и сувенирной продукции (они активно арендовали помещения в 2015 году). «У многих из них были короткие договоры», – поясняет она.

16% среди закрытых магазинов, по оценке JLL, занимают представители модного бизнеса. Впрочем, по словам экспертов, в отличие от кризисного 2015 года, это связано не с сокращением сети, а с поиском более выгодных условий. Причем чувствительными к ставке аренды оказались даже люксовые игроки.

К примеру, Louis Vuitton съехал с Большой Конюшенной и перенес свой бутик в Староневскую часть Невского проспекта (от площади Восстания до площади Александра Невского), где ставки вдвое ниже, а также лучше ситуация с парковкой.

На освободившиеся места претендуют международные бренды в сегменте «выше среднего», а также новички, которые хотят повысить узнаваемость, размещаясь в топовых локациях. К примеру, эстонская марка Veta, вышедшая на петербургский рынок год назад, открыла флагманский бутик на Невском проспекте, 72.

Рестораны благодаря росту туристического потока тоже готовы платить более высокие ставки. Именно представители общепита забрали себе большинство мест, которые покинули продавцы обуви на Владимирском проспекте. «Причем среди них все больше не сетевых игроков, а единичных проектов — это гастробары и проекты шеф-поваров», – говорит Екатерина Лапина.

Автор: Галина Бояркова