выбрать

рубрики

Источники

Авторы

Темы

теги

Бизнес

Налоги

Аренда

Банки

Власть

Жалобы на бизнес ограничат правилами

10.11.2016Бизнес (5669)
С 1 января 2017 года надзорным ведомствам запретили проверять компании на основании анонимных или сомнительных жалоб, а подать заявление через Интернет можно будет только при наличии электронной подписи. При этом жалобы покупателей будут рассматриваться только подтверждении, что жалобщик предъявил претензии на месте оказания услуги, но не получил удовлетворения.

В настоящее время на сайтах всех государственных органов размещена открытая форма для отправки обращений в электронном виде, в том числе сообщений о незаконных действиях компаний и иных хозяйствующих субъектов. Отправить их может любой желающий, что нередко приводит к злоупотреблениям.


Действующее законодательство не предусматривает обязательную аутентификацию – проверку личности отправляющего электронную жалобу. Вписать в форму можно как вымышленные данные (имя, фамилию и прочие), так и реквизиты чужого лица. Некоторые ведомства (например – МВД России) требуют подтвердить подлинность адреса электронной почты, но это не защищает от пользователей анонимных сервисов (Gmail, Yandex. Mail и других).


Столь свободная система внедрялась в целях упростить взаимодействие простых граждан с государственными органами, но на практике позволяла отправлять ложные «доносы» на законопослушных участников рынка. Ведь жалоба является официальным основанием для назначения выездной проверки компании, которая отвлекает временные и материальные ресурсы как надзорных ведомств, так и бизнесменов. По словам заместителя министра экономического развития России Саввы Шипова, проверочными мероприятиями часто пользуются недобросовестные предприниматели, чтобы испортить жизнь конкурентам: «Таких случаев множество, причем в разных сферах. И главная проблема – у контролеров нет инструментов, чтобы проверить, кто на самом деле написал жалобу, и привлечь человека к ответственности, если в жалобе одна заведомая ложь», – говорит Савва Шипов.


В качестве меры противодействия таким кляузам предлагалось обязать их отправителей прилагать засвидетельствованную нотариусом копию паспорта или иного удостоверения личности. Но принятые поправки, вступающие в силу с 1 января, предусматривают «прогрессивный» вариант: поданное в форме электронного документа обращение признается основанием для проведения внеплановой проверки только при наличии электронной подписи. В частности, разрешается отправка петиции с использованием логина-пароля к Единому порталу государственных и муниципальных услуг. По данным Минкомсвязи, на нем зарегистрировано более 32 млн пользователей, то есть примерно половина активных отечественных интернет-пользователей.


Также чиновникам запрещается рассматривать любые обращения и заявления, не позволяющие установить их отправителя. В случае появления обоснованных сомнений в авторстве надзорному органу надлежит принять разумные меры к его установлению. Кроме того, начатая на основании анонимной или заведомо ложной жалобы проверка может быть прекращена, а к подателю такого «доноса» предъявлен иск о взыскании причиненных государственному органу и компании убытков.


Нововведения помогут предупредить и злоупотребления со стороны самих чиновников – для давления на бизнес недобросовестные служащие могли сами «состряпать» жалобу от имени вымышленного гражданина и, используя анонимную форму, отправить ее фактически самим себе. Например, в ходе проверки петербургского клуба «А2» выяснилось, что адресованное в прокуратуру обращение от имени некоего студента по фамилии «Поняткин» было отправлено с использованием локальной компьютерной сети самого ведомства.


Дополнительные ограничения затронут покупателей товаров и пользователей услуг – с 1 января инспекторы Роспотребнадзора смогут проверять компании и предпринимателей по их жалобам только после соблюдения гражданами претензионного порядка.


В настоящее время поводом для внеплановой проверки может быть обращение любого потребителя, утверждающего о нарушении его прав. При этом законодательство не ограничивает ни число, ни частоту таких ревизий, а также не требует получения санкции со стороны прокуратуры. Такой порядок был введен для упрощений деятельности надзорной службы и защиты прав граждан, но нередко чиновникам приходится тратить государственные и отвлекать частные ресурсы на проверку необоснованных жалоб. Ведь очень часто продавец готов добровольно удовлетворить требования клиента (заменить или принять бракованный товар или иные), но узнает о претензиях только в ходе проверки.


Внесенные поправки допускают проведение Роспотребнадзором инспекций на предмет соблюдения прав потребителей, только если до этого сам гражданин самостоятельно обратился к продавцу или исполнителю с письменными требованиями, но получил отказ или в установленный срок ему не был представлен ответ. «Несоблюдение претензионного порядка будет являться бесспорным отказом в организации и проведении проверки по обращению потребителя», – констатируют в надзорном ведомстве.


Опрошенные участники рынка убеждены, что нововведения выгодны всем. Ведь проверяющие на практике не решают проблему потребителя, а лишь налагают на компании штраф за нарушение прав покупателей. «Кроме того, даже если жалоба по существу не подтверждается, Роспотребнадзор, как правило, находит другие, порой чисто формальные нарушения. Теперь же продавцам будет выгоднее удовлетворить обоснованные требования клиента, предупредив тем самым проверки и санкции», – убежден владелец небольшой торговой сети.


Для исключения малоэффективных выездных ревизий, отнимающих ресурсы как у бизнесменов, так и контролирующих органов, вводится институт предостережений. Чиновники вправе направлять такой документ в компанию, если полученная информация, в том числе в авторизованной жалобе, свидетельствует о наличии нарушения, но оно не представляет общественной опасности. В частности – не причинило вред и не угрожает жизни, здоровью граждан, безопасности государства, окружающей среде, объектам культурного наследия, не привело к возникновению чрезвычайных ситуаций и тому подобное.


Предостережение выносится, только если компания или индивидуальный предприниматель ранее не привлекались к ответственности за такие нарушения. В направляемом документе надзорный орган должен указать конкретные действия или бездействие, которые могут привести или приводят к нарушению установленных требований. Получателю предостережения предлагается в установленный срок уведомить чиновников о принятых мерах, то есть декларировать «законопослушность».


Ранее институт предупреждений был апробирован Федеральной антимонопольной службой и, по утверждению ее руководства, показал высокую эффективность – чтобы избежать проверок, высоких затрат и порой миллионных штрафов. компании стремились исправить нарушения, в том числе удовлетворить законные требования граждан (клиентов и иных).


В то же время все нововведения не затронут существенную часть проверок – они не распространяются на контрольные мероприятия, проводимые налоговой инспекцией, Банком России, таможенным ведомством, валютным надзором, обусловленные проверкой за распространением информации в сети Интернет, соблюдением законодательства о персональных данных и ряде иных.


Справка: За первую половину этого года в ходе проведенных органами МЧС России (в первую очередь пожарной инспекцией) 8,6 тысячи проверок было выявлено более 27 тысяч нарушений. 4,3 тысячи контрольных мероприятий организовал Роспотребнадзор, 3,5 тысяч – Ростехнадзор, 1,5 – Ространснадзор и другие.


Мнение экспертов: Анатолий Голов, сопредседатель Союза потребителей России
К изменениям я отношусь спокойно. Если права потребителя нарушены, то сперва нужно обратиться к самому нарушителю – написать претензию продавцу, производителю или импортеру. Но, к сожалению, граждане не знают о своих правах: большинство ничего не делает, меньшинство – сразу пишет Президенту России. С другой стороны – нет правил без исключений. В некоторых случаях гражданинне сможет или ему будет крайне сложно предъявить претензию. Например – если оказавшее некачественную услугу компания находится в другом городе и в иных ситуациях.